Книга Исаии
Пророк Исайя для библейской традиции – главный Пророк, как для русской литературы Пушкин – главный Поэт. В его книге мы находим практически всё, что встречается и в других пророческих книгах: пламенные обличения современников, отзывы на текущие исторические события, странные образы из далекого будущего, но прежде всего – яркий, независимый характер самого пророка, который остается верен своему призванию в любых обстоятельствах. Его имя означает «Спасение Господне», и такова же основная суть его проповеди.
Он жил во второй половине VIII века до н.э. в Южном (Иудейском) царстве, когда над ним нависла угроза ассирийского завоевания (в 722 г. ассирийцы захватили и разрушили столицу Северного Израильского царства). Исайя был близок к царскому двору, и в этих внешних опасностях он видел повод для внутреннего изменения народа, которое должно было начаться с его правителей и вождей. Увы, такая весть почти всегда оказывается непопулярной и наводит на тех, кто ее несет, много страданий – не стал исключением и Исайя.
Но он говорит не только о пороках своего народа – в этой книге мы видим осмысление истории Израиля и всего человечества как магистральной дороги, по которой они через все трудности и падения возвращаются к своему Творцу. А грядущая национальная катастрофа (которой станет вавилонский плен в VI в. до н.э.) – это прежде всего средство пробудить народ от духовной спячки, указать ему на истинные ценности.
Исайя не доживет до плена, но, начиная с 40-й главы этой книги, речь в ней идет о скором его окончании. Вполне очевидно, что главы были написаны спустя примерно полтора века после смерти иерусалимского пророка. Вероятно, они были присоединены к книге потому, что эти пророчества продолжают линию Исайи Иерусалимского, а возможно, написаны кем-то из учеников его учеников. Именно здесь мы находим пронзительные строки о страдающем Слуге Господнем – в них последующая традиция будет видеть указания на страдающего Мессию, призванного избавить Израиль и всё человечество от грехов. И в этих же главах мы с особой ясностью видим человечество как единую семью, в которой Израилю отведена особая роль – но Господу дорог каждый народ.
Начиная с 56-й главы, контекст снова меняется: израильтяне снова живут в родной земле, отстраивают Иерусалим и Храм. По-видимому, перед нами произведение уже третьего автора, но он по-прежнему тесно связан по своему строю мысли и по форме выражения с Исайей Иерусалимским, величайшим пророком VIII в.
Глава 1
1 Видение об Иудее с Иерусалимом, которое было пророку Исайе, сыну Амоца, когда в Иудее царствовали Уззия, а затем Йотам, Ахаз и Хизкия.
2 Слушай, небо, и внимай, земля,
ибо Господь говорит!
– Я сыновей взрастил и воспитал,
а они восстали на Меня!
3 Знает бык своего господина,
осел – хозяйские ясли,
а Израиль не знает,
Мой народ не разумеет!
4 Увы, греховное племя,
народ, обремененный виной,
злодейское семя, негодное потомство –
оставили Господа,
презрели Святыню Израиля,
спиной к Нему повернулись!
5 Сколько же еще вас бить?
Мятеж за мятежом!
Вся голова в ранах,
сердце совсем истомилось.
6 С головы до ног
не осталось живого места –
синяки да открытые раны,
не омыты, не обвязаны,
маслом не смягчены.
7 Разорена ваша земля,
города огнем сожжены,
и на ваших глазах ваши поля
обирают чужаки –
разгром, как от набега чужеземцев✻.
8 Осталась дочь Сиона
как шалаш в винограднике,
сторожка на поле,
или город в осаде✻.
9 Не сохрани нам Господь Воинств
малого остатка –
стали бы мы как Содом,
уподобились бы Гоморре.
10 Слушайте слово Господне,
правители Содома!
Внимай учению нашего Бога,
народ Гоморры!
11 – К чему мне множество ваших жертв, –
говорит Господь, –
пресытился Я сожженными баранами
и жиром отборного скота,
не угодна мне кровь
тельцов, баранов, козлов!
12 Вы приходите предстать предо Мной –
но кто требует от вас
во дворах Моих топтаться?
13 Ни к чему вам таскать приношения,
воскурения Мне ненавистны!
Новомесячия, субботы да собрания✻ –
не выношу, когда празднуют злодеи!
14 Новомесячия ваши и торжества
Мне ненавистны;
для Меня они – бремя,
устал его нести!
15 Простираете ко Мне руки –
Я тогда отвожу глаза;
множите молитвы – Я не слышу:
руки ваши полны крови.
16 Омойтесь, очиститесь!
Удалите злодеяния свои
прочь с глаз Моих,
прекратите творить зло;
17 научитесь творить добро,
ищите правды,
порицайте угнетателей✻,
окажите справедливость сироте,
правый суд подайте вдове.
18 Вот тогда приходите, и рассудим! –
говорит Господь.
Если ваши грехи багровеют –
отбелю их, подобно снегу,
пламенеют, наливаясь алым –
как новую шерсть, отмою.
19 Добровольно Мне покоритесь –
будете вкушать земные блага.
20 А если откажетесь, возмутитесь –
самих вас пожрет меч.
Так сказали уста Господни!
21 Как же это сделалась блудницей
прежде верная столица,
исполненная правосудия?
Обитала в ней некогда правда,
а теперь – убийцы.
22 Серебро твое стало шлаком,
вино разбавлено водою;
23 вожди твои – сообщники повстанцев,
ворам приятели!
Все они любят взятки,
за подарками гоняются,
за сироту не заступятся,
до жалобы вдовы им нет дела.
24 За это – пророчество вам от Владыки,
Господа Воинств, Мощи Израиля:
– Избавлюсь Я от врагов,
отомщу неприятелям!
25 Занесу над тобой руку,
очищу, как щелоком, твой нагар,
твой шлак уничтожу!
26 Верну тебе судей, как прежде,
советников, какие раньше были,
и тогда назовут тебя городом праведным,
столицей верной.
27 Справедливость Сион искупит,
обратившихся сынов его✻ – праведность.
28 А злодеям и грешникам – одна гибель,
забывшие Господа сгинут.
29 Стыд постигнет вас тогда за дубы священные✻,
что так вам любезны,
срам – за сады, что себе вы избрали!
30 Будете как дуб с листвой опавшей,
как сад, водой не орошенный.
31 Сильный тогда станет паклей,
а дело его – искрой,
как займется – так никто не потушит.