Евангелие от Иоанна

В начале было Слово

Это Евангелие, скорее всего, было написано последним из канонических, и оно в значительной мере дополняет три другие Евангелия (их принято называть «синоптическими»). О его авторстве идут бесконечные споры. Традиция считает автором Иоанна, сына Зеведея и брата Иакова, одного из двенадцати апостолов, и отождествляет с «любимым учеником Иисуса». Однако уже в древности, помимо этого ученика, среди наиболее авторитетных христиан первого поколения Паппий Иерапольский называл «пресвитера (или старейшину) Иоанна», а само это имя было широко распространено. Не исключено, что в основу этого текста положены воспоминания того самого ученика, но окончательный текст был составлен кем-то иным. В подтверждение этой гипотезы можно привести тот факт, что рассказ о женщине, уличенной в супружеской измене (начало 8-й главы) встречается не во всех рукописях Евангелия, он, вероятнее всего, был добавлен позднее.

Иоанна прежде всего интересует богословие. Вместо истории о рождении Иисуса он рассказывает о Нем как о предвечно существующем Слове. Вместе с тем он подчеркивает, как легко и естественно входит Иисус в человеческую повседневность: Его первым чудом стало превращение воды в вино на свадьбе в Кане (гл. 2), Он легко и просто общался с незнакомой самаритянкой у колодца (гл. 2), а после Воскресения явился ученикам на рыбалке и разделил с ними простой завтрак (гл. 21).

Но в центре внимания Иоанна прежде всего речи Иисуса – сложные, наполненные богатыми образами и парадоксальными на первый взгляд формулировками. Иоанн ярче прочих евангелистов рассказывает о трагедии непринятия Иисуса Его собственным народом и о том противодействии, которое Ему оказывали духовные вожди иудеев.

Глава 1

В начале было Слово. Слово было вместе с Богом и Богом было Само Слово.

Оно изначально было вместе с Богом. Всё возникло через Него, и нет ничего, что возникло бы помимо Него. Что возникло в Нем, было Жизнью, и Жизнь была для людей светом. И Свет во тьме светит, и тьма Его не объяла.

Явился посланный Богом человек по имени Иоанн. Он пришел как свидетель – свидетельствовать о Свете, чтобы все поверили благодаря ему. Сам он не был светом, он лишь пришел свидетельствовать о Нем. А Свет был истинным – Он освещает всякого человека – и Он приходил в этот мир.

10 Он был в этом мире, и сам мир возник благодаря Ему, но мир Его не принял. 11 Он пришел к своим, но свои Его не приняли. 12 А тем, кто Его принял, Он дал возможность стать Божьими детьми – тем, кто поверил в Его имя. 13 Ведь они не от плоти и крови и не от мужского желания, но от Бога получили рождение.

14 И Слово стало плотью и обитало среди нас. Мы видели Его славу – единородного Отчего Сына, полного благодати и истины.

15 О Нем свидетельствует Иоанн. Он провозгласил:

– Он идет следом за мной, но стоит выше меня, ибо прежде меня возник.

16 Чем Он полон – тем наделил и всех нас, благодать вслед за благодатью. 17 Закон был дан через Моисея, а благодать и истина открыты через Иисуса Христа. 18 Бога никто никогда не видел, но Единородный Сын, Которого обнимает Отец – вот Кто нам Бога явил.

19 Вот свидетельство Иоанна: иудеи отправили к нему священников и левитов из Иерусалима с одним вопросом: «Кто ты?» 20 Он объявил им открыто, не ушел от ответа, но объявил:

– Я не Христос.

21 Они переспросили:

– А кто? Ты Илия?

Он сказал:

– Нет.

– Тогда пророк?

– Нет, – ответил он.

22 – Так кто же ты? – переспросили они, – Какой ответ нам дать тем, кто нас сюда послал? Кем ты себя считаешь?

23 – Я голос, что взывает в пустыне: «Проложите для Господа прямую дорогу!», – как сказал пророк Исайя.

24 Те, кого к нему отправили, были из числа фарисеев. 25 Тогда они спросили его:

– Почему же ты совершаешь обряд крещения, если ты не Христос, не Илия и не пророк?

26 Иоанн им ответил:

– Я крещу, омывая водой. Есть среди вас Тот, Кого вы не знаете, 27 Он приходит вслед за мной и я недостоин развязать ремешок на Его сандалиях.

28 Это было в Вифании по ту сторону Иордана, где Иоанн совершал крещение. 29 И вот на следующий день Иоанн видит, как к нему подходит Иисус. Иоанн говорит:

– Вот Ягненок Божий, Он берет на себя грех всего мира. 30 Вот о Ком я сказал: «Он идет следом за мной, но стоит выше меня, ибо был прежде меня». 31 Я сам Его прежде не знал, но для того и стал совершать крещение, чтобы Он был явлен Израилю.

32 Вот как свидетельствовал Иоанн:

– Я видел, как Дух, словно голубь, спустился с неба и остался на Нем. 33 Я сам Его прежде не знал, но Тот, Кто послал меня крестить, омывая водой – Он мне сказал: «Когда увидишь, как сходит Дух и остается на ком-то – знай, что Этот Человек и будет крестить, омывая Духом святым». 34 Я это увидел и засвидетельствовал, что Он – Сын Божий.

35 На следующий день Иоанн стоял там же, а с ним двое из его учеников. 36 Иоанн видит, как мимо проходит Иисус, и говорит:

– Вот Ягненок Божий!

37 Двое учеников услышали эти слова и пошли вслед за Иисусом. 38 Иисус оборачивается, видит, что они идут следом, и спрашивает их:

– Чего вы ищете?

Они ему ответили:

– Равви (что в переводе означает «учитель»), где ты живешь?

39 Он им говорит:

– Идем, увидите сами.

Те пошли и увидели, где Он живет, и оставались у Него до конца дня (часа два оставалось до заката). 40 Одним из двух учеников Иоанна, которые услышали его слова и пошли за Иисусом, был Андрей, брат Симона Петра. 41 Прежде всего он находит своего брата Симона и говорит ему:

– Мы нашли Мессию (что в переводе означает «Христа»)!

42 Андрей отвел его к Иисусу, Иисус, взглянув на него, сказал:

– Ты Симон, сын Иоанна. Но имя тебе будет Кифа (что переводится как «Петр»).

43 На следующий день Иисус решил отправиться в Галилею. Иисус находит Филиппа и говорит ему:

– Иди за Мной!

44 А Филипп был из Вифсаиды, из того же селения, что и Андрей с Петром. 45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему:

– Того, о Ком писал и Моисей в своем законе, и пророки – мы Его нашли, это Иисус, сын Иосифа, из Назарета.

46 Нафанаил ему сказал:

– Что хорошего может быть из Назарета?

Отвечает ему Филипп:

– Ступай, посмотри сам.

47 Иисус увидел, что к Нему подходит Нафанаил, и говорит о нем:

– Воистину, вот израильтянин, в котором нет ни тени лукавства!

48 Говорит ему Нафанаил:

– Откуда Ты меня знаешь?

Иисус ему на это сказал:

– Еще прежде, чем Филипп к тебе обратился, Я видел тебя под смоковницей.

49 Ответил Ему Нафанаил:

– Равви, Ты Сын Божий, Ты Царь Израиля!

50 Иисус ему на это сказал:

– Я тебе сказал, что видел тебя под смоковницей – и поэтому ты веришь. Но ты увидишь намного больше того!

51 И говорит ему:

– Аминь, аминь говорю вам: увидите, как раскрылось небо и ангелы Божьи нисходят к Сыну Человеческому и восходят обратно.