Первое послание Петра
Христос пострадал за вас и дал пример
Послания Петра (1 Пет и 2 Пет) издавна вызывали много вопросов с точки зрения авторства. Автор прямо называет себя Петром – это греческое имя со значением «скала» служит аналогом арамейского имени Кифа. Так Иисус Христос назвал того из апостолов, который чаще всего упоминается в Евангелиях (Мф 16:18). Он был простым галилейским рыбаком, и трудно ожидать от него стилистического изящества, а в то же время 1 и 2 Пет можно назвать самыми грамматически правильными и литературно яркими книгами во всём Новом Завете. При этом автор постоянно ссылается на Ветхий Завет и показывает свою начитанность как в иудейской, так и в эллинистической словесности.
Впрочем, автор сам указывает, что воспользовался помощью секретаря Силуана (5:12), – можно предположить, что Силуан, следуя указаниям Петра, и составил этот текст, который затем был авторизован Петром. Если принять авторство Петра, он пишет этот текст из Рима, который называет «Вавилоном» (5:13), указывая на другую языческую империю, завоевавшую в свое время Израиль. Послание могло быть составлено в начале 60-х гг., накануне гонений, предпринятых императором Нероном.
В то же время существует распространенная среди ученых точка зрения, что эти послания (особенно 2 Пет) были составлены в более позднее время другими людьми, которые приписали их апостолу Петру, чтобы придать им больше авторитета. Тогда время написания можно привязать к одному из последующих периодов массовых гонений (например, при Домициане в 80-е гг. или даже при Траяне в 110-е гг.). Это могли быть ученики Петра, которые развили и систематически изложили его идеи.
В пользу этой гипотезы говорит достаточно развитое и своеобразное богословие, которое, как предполагают ее сторонники, было в таком виде разработано уже после смерти Петра. В особенности это касается развернутого учения о спасении, которое излагается в 3:15-22. Но поскольку у нас нет никаких независимых от Нового Завета источников по христианству этого периода, мы не можем судить, насколько сложным или, наоборот, примитивным могло быть богословие апостола Петра. Во всяком случае, мы не видим в тексте ничего такого, чего исторический Петр явно не мог бы сказать.
Основная тема 1 Пет – страдание и его роль в спасении человека. Автор подчеркивает, что оно для верующих не только неизбежно, но и благотворно, если они страдают невинно, а не в наказание за собственные преступления. Одновременно он провозглашает принципы полной лояльности по отношению к государственной власти (2:13-14) и подчинения рабов хозяевам, какими бы они ни были (2:18). В этом и будет состоять подражание Христу, Который пострадал безвинно и никак не противился страданиям (2:21).
Глава 1
1 Петр, апостол Иисуса Христа, – избранникам, рассеянным по провинциям, где они проживают: в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии✻. 2 Пусть умножатся среди вас благодать и мир от Бога Отца! Он познал вас с самого начала, освятил Духом, чтобы вы были Ему послушны, и окропил жертвенной кровью✻ Иисуса Христа!
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа! По великой Своей милости Он, когда воскрес из мертвых Иисус Христос, и нас возродил к живой надежде, 4 чтобы мы получили удел, чуждый всякой скверны, неподверженный распаду и гибели. Он ожидает вас на небесах – 5 а вас, если веруете, охраняет Божья сила, и спасение, которое вам уготовано, станет явным в последний час. 6 Радуйтесь этому, даже если сейчас и приходится вам некоторое время пострадать от разных искушений. 7 Зато после испытаний ваша вера окажется ценнее золота – ведь и его испытывают огнем, хотя оно не вечно! И когда явится Иисус Христос, вера принесет вам похвалу, славу и честь. 8 Вы любите Его, хотя не видели прежде, и верите в Него, хотя и теперь не видите, – так пусть будет ваша радость славной, ее не выразить словами.
9 Так вы приближаетесь к спасению ваших душ – в этом цель вашей веры. 10 Об этом спасении старались разузнать пророки, они пророчествовали о благодати, которая вас ожидала. 11 Их устами приносил свое свидетельство Христов Дух, и они пытались определить, к какому времени оно относится, как именно должен пострадать Христос и какая слава придет вслед за этим. 12 Им было открыто, что это служение доверено им не ради них самих, но ради вас. И теперь это ясно объявили вам те, кто научил вас Евангелию при содействии Духа Святого, посланного с неба, – а ведь даже ангелы желали бы прикоснуться к этой тайне.
13 Так что соберитесь с мыслями, будьте трезвы и всю надежду возложите на благодать, которая будет вам дана, когда явится Иисус Христос. 14 Будьте как послушные дети, не поддавайтесь прежним прихотям, как во времена, когда вы этого не знали. 15 Тот, кто вас призвал, – свят, и вы будьте святы во всех своих поступках, как и написано: 16 «будьте святы, ибо Я свят»✻. 17 Вы зовете Отцом Бога, Который судит каждого по его делам, невзирая на лица, – так странствуйте по этой временной жизни в трепетном почтении к Нему.
18 Вы же знаете: от отцов вам досталась бренная жизнь, и от нее искупило вас не серебро и золото, которые не вечны, 19 но драгоценная кровь Христа – Агнца безупречного и непорочного. 20 Так было определено прежде сотворения мира, а произошло в последние времена при вашем участии. 21 И вы в единении со Христом верны Богу, Который воскресил Его из мертвых и прославил, так что веру и надежду вы возлагаете на Бога.
22 Будьте послушны истине и так очистите ваши души, стремитесь к непритворной братской любви, старайтесь любить друг друга от чистого сердца. 23 Вы заново рождены для новой жизни, и ее породило не семя смертного человека, а бессмертное Слово неизменно Живого Бога. 24 Ибо «все люди – трава, вся слава их – что цветы на траве. Увянет трава, и цветок облетит, 25 а слово Божье сохранится вовеки»✻. Вот какая благая весть вам возвещена!