Первое послание к Коринфянам
Любовь никогда не иссякнет
Город Коринф расположен на перешейке между материковой Грецией и полуостровом Пелопоннесом. В 146 г. до н.э. Коринф был взят и разгромлен римлянами, а в 44 г. до н.э. Юлий Цезарь основал там римскую колонию. При императоре Августе Коринф стал столицей провинции Ахайя, он был крупным торговым и промышленным центром, в котором уживались различные культуры и религии. В частности, здесь находилось несколько храмов богини любви Афродиты, при которых проводились разного рода обряды, включавшие иногда и сексуальные оргии. В городе была еврейская община со своим внутренним самоуправлением, численность которой существенно возросла после изгнания евреев из Рима при императоре Клавдии. Также в нем проживали представители других народов.
Нет сомнений, что Послание писал Павел, но нет уверенности, был ли текст изначально единым. Возможно, в его состав входят два или три письма, написанных Павлом христианам Коринфа. Скорее всего, Послание написано в Эфесе (пусть даже не за один прием), где Павел прожил около трех лет в середине 50-х гг. В Послании он чаще обсуждает проблемы, характерные для языческой среды: идолопоклонство (1 Кор 6:9; 8:7; 12:2), участие в языческих праздниках (гл. 8–10), обращение в светские суды (6:1-7), блуд (6:13-20) и брак как средство избежать блуда (гл. 7).
Наиболее важными он считает вопросы отношений между полами (гл. 7) и пищи, символически пожертвованной идолам (гл. 8). В том и другом случае он убеждает умерить экстремизм и перед лицом скорого Второго пришествия Христа убеждает всех людей оставаться в том состоянии, в котором они были призваны. В 10:2, 16-21 он говорит о крещении и Евхаристии – самое раннее свидетельство об этом таинстве.
Также Павел обсуждает духовные дары. По-видимому, дар овладения незнакомыми языками (который мы сегодня не можем себе представить в точности) считался у коринфян наиболее важным и приводил к разделениям (14:1-33). Павел достаточно мягко критикует этот подход и уводит обсуждение в другую сторону.
Особое беспокойство Павла вызывало, видимо, нежелание части общины принимать его авторитет. После того как в 52 г. апостол покинул Коринф, туда пришли другие миссионеры (например, Аполлос). В результате их деятельности община разделилась на фракции (1:12). Их проповедь опиралась, вероятно, на обычное для эллинистической культуры противопоставление духовного и материального начал. Такой дуализм мог вести к двум крайностям: или аморальному поведению, или чрезмерному аскетизму. Кроме того, коринфяне чрезвычайно высоко ценили различные мистические переживания и некое духовное знание, доступное лишь избранным (ср. 1:5; 8:1, 7, 10-11; 12:8; 13:2).
По-видимому, около 56 г. Павел, находясь в Эфесе, получил тревожные новости из Коринфа, которые могли прийти через «домашних Хлои» (1:11). Эти известия были затем подтверждены письмом от самих коринфян (7:1) и сообщениями Стефана, Фортуната и Ахаика (16:17). После этого апостол написал Послание (или письма, вошедшие в его состав) как отклик на возникшие проблемы. Поэтому, в отличие от Гал и Рим, которые выстроены вокруг одной темы, основная часть 1 Кор состоит из ответов на волновавшие коринфян вопросы, изложенных без строгой системы.
Помимо обычных риторических приемов, таких как риторические вопросы (4:7; 9:1), антистрофа (13:11), параллелизм (1:25-28; 7:29-31; 15:47-49); хиазм (5:2-5), Павел использует метафоры из области атлетических игр (9:24, 26) и примеры из повседневной жизни (9:7). Толкуя Ветхий Завет, Павел использует приемы, характерные для иудейской традиции (ссылка на события Исхода в 10:1-11, ср. 2 Кор 3:7-18), и дает своеобразное толкование на библейский рассказ о творении (15:38-39).
Глава 1
1 Павел, по воле Божьей – избранный апостол Христа Иисуса, и брат Сосфен пишут 2 Божьей церкви, находящейся в Коринфе. Вы освящены Христом Иисусом, вы призваны и святы; вам и всем, кто повсеместно призывает имя Господа нашего Иисуса Христа – и своего, и нашего Господа, – 3 благодать и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Всегда благодарю за вас Бога моего: вам дана через Христа Иисуса Божья благодать, 5 Он обильно наделил вас всем: и всяким словом, и всяким знанием. 6 Вы уверенно приняли свидетельство о Христе✻, 7 и теперь у вас нет недостатка ни в каком благодатном даре. Вы ожидаете явления Господа нашего Иисуса Христа, 8 и Он окончательно укрепит вас, чтобы в день пришествия Господа нашего Иисуса Христа вы оказались безупречными. 9 Верен Бог, призвавший вас в общину собственного Сына✻ Иисуса Христа, Господа нашего!
10 И я призываю вас, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа: будьте все единогласны друг с другом. Пусть среди вас не будет расколов, оставайтесь в единстве: сообща выносите суждение, сообща принимайте решение! 11 Мне о вас, братья мои, сообщили домашние Хлои: среди вас пошли распри. 12 Вот я о чем: каждый из вас говорит «Я Павлов», «Я Аполлосов», «Я Кифин», «А я Христов»✻. 13 Что, Христос разделился? Или Павел за вас был распят? Или во имя Павла вы крестились?
14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, разве что Криспа и Гая, 15 и теперь никто не скажет, что вы крещены во имя мое. 16 Да, я еще крестил домашних Стефана, а впрочем, уж и не помню, крестил ли кого еще. 17 Ведь Христос отправил меня не крестить, а возвещать Евангелие✻. И если бы я стал это делать при помощи мудрых речей, крест Христов оказался бы лишним.
18 Погибающим слово о кресте кажется безумным, но для тех, кто обретает спасение, то есть для вас, в нем сила Божья. 19 Так и написано: «погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну»✻. 20 Где же теперь мудрец? Где грамотей? Где тот, кто был искусен в спорах нынешнего века? Бог выставил мирскую мудрость безумием. 21 Этот мир по-своему мудр, но не познал Бога в Его премудрости. И благая воля Бога – спасти тех, кто поверит в безумство проповеди.
22 И вот иудеи в ее подтверждение требуют чудес, эллины✻ ищут мудрых доказательств, 23 а мы проповедуем Христа распятого – для иудеев это скандал✻, для язычников безумие. 24 Но для тех, кто ответил на призыв нашей проповеди, будь он из иудеев или эллинов, Христос – Божья сила и Божья мудрость. 25 Что выглядит безумным, то у Бога превосходит человеческую мудрость, а что немощным – человеческую силу.
26 На своем примере видите, братья, кого призывает Бог: по обычным меркам не много среди вас мудрых, не много могучих, не много благородных. 27 Но Бог избрал в этом мире тех, кто выглядел безумцами, – и так пристыдил мудрецов; и немощных в этом мире избрал Бог, чтобы постыдить силачей; 28 и незнатных в этом мире, и униженных избрал Бог – людей ничтожных вместо выдающихся. 29 И пусть не хвалится никакой человек перед Богом.
30 И вас Он соединил со Христом Иисусом, Который и стал вашей божественной мудростью, праведностью, освящением и искуплением, 31 как и написано: «кто хвалится, пусть хвалится в Господе»✻.