Словарь ключевых терминов

Авва – на арам. языке – «отец, папа»; ласковое обращение детей к отцу. Так к Богу Отцу иногда обращался Иисус, а вслед за ним – первые христиане.

Аллилуйя – на евр. яз. означает «хвалите Господа». Этот возглас часто встречался в молитвах и гимнах древних евреев.

Аминь – евр. слово, которое означает «воистину». Оно торжественно подтверждает все сказанное не просто как верную точку зрения на тот или иной вопрос, но как божественное откровение. Во многих рукописях это слово добавлялось в конце посланий.

Антихрист – букв. «противник Христа». Антихрист – олицетворение зла. Он появится на земле, чтобы воевать против Христа, но в конце концов будет Им побежден. 1 Ин 2:18 также называет антихристами тех, кто ложно учит о Христе.

Апостол – Так (греч. ἀπόστολος, букв. «посланник») в древней Греции назывался полномочный представитель царя или правителя, призванный передать какое-либо сообщение. В древности, как и сегодня, послы обладали неприкосновенностью, а оскорбление или насилие, причиненное послу, воспринималось как оскорбление пославшему его правителю. В Новом Завете так называется человек, избранный Христом, чтобы нести миру Его Благую Весть о спасении. Изначально к числу апостолов принадлежали лишь ближайшие ученики, которые сопровождали Христа во время Его земного служения, но впоследствии так стали называться и другие Его последователи – в том числе Павел, призванный уже после смерти и воскресения Христа.

Благая весть – см. Евангелие

Благодать – греч. χάρις обозначает дар, который Бог дает людям по Своей благой воле, а не в награду за что-либо и не в силу обязательств или необходимости. Это одно из ключевых понятий в богословии Павла. Все то, что есть у человека хорошего, в конечном счете есть незаслуженный дар ему от Бога, а в особенности это относится к спасению. Человек, оставаясь грешником, не может спастись по закону Моисея, который он не в состоянии исполнить безупречно. В то же время благодатный дар спасения подразумевает, что христианин будет стремиться жить достойно того дара, который получил.

Ближний – букв. «тот, кто рядом». В Ветхом Завете так назывался житель того же селения, член общины, соплеменник, в отношении которых следовало исполнять определенные правила. В Новом Завете Иисус расширяет это понятие, показывая, что даже незнакомый человек может оказаться ближним.

Братья и сестры Иисуса – Библейский текст не уточняет, кто это были. Католики и православные традиционно понимают «братьев и сестер Иисуса» как детей Иосифа от предшествующего брака или же как двоюродных братьев и сестер. Протестанты обычно видят в них детей, родившихся у Иосифа и Марии после Иисуса.

Веельзевул – Одно из имен сатаны (также называемого дьяволом), противника Бога и предводителя злых духов. Это имя, видимо, связано с названием верховного божества Ваала, которое встречалось у языческих народов.

Венец – В древности цари носили венцы или короны. Кроме того, венком как символом славы награждали отличившихся в сражении солдат и победителей спортивных соревнований.

Вера – В Библии, и особенно в Посланиях, этим словом называется не рациональное принятие определенной системы взглядов и практик, но личное отношение и доверие человека к Богу как к Благому Отцу. Для Павла ключевой элемент такой веры – принятие крестной жертвы Христа, которое дает человеку, христианину надежду на спасение и открывает для него возможность обновления, жизни в церкви как в общине верующих (святых).

Вечеря – Первые христиане, повинуясь словам Иисуса Христа, часто собирались вместе, чтобы преломить хлеб и разлить вино в воспоминание о том, как Христос Сам сделал это на Тайной Вечери накануне Своего распятия, назвав хлеб и вино Своей плотью и кровью. Так христиане подтверждали свою причастность жертве, которую принес Христос.

Власти – Греч. ἐξουσίαι в Посланиях обозначает как земные власти (римских императоров, подвластных им царей и чиновников высших рангов), так и некоторые ангельские силы, а в Эф 6:12 так называются ангелы, отпавшие от Бога (т.е. демоны). Поскольку слово ἐξουσία имеет и другие значения, «властью» может называться также набор полномочий или прав, присущих человеку в том или ином положении (например, апостолу).

Возложение рук – Символическое действие: лидер общины возлагал руки на голову человека и молил Бога об особом благословении. Таким образом Бога просили даровать этому человеку Святого Духа, исцеление от болезней или особые духовные дары. Так в раннехристианских общинах людей назначали (рукополагали) на особые служения (епископов, пресвитеров, диаконов).

Воскресение – возвращение к жизни в физическом теле. Во времена Нового Завета многие евреи (прежде всего фарисеи) верили, что все люди воскреснут в конце времен, чтобы предстать перед Божьим судом. Евангелия повествуют, как Иисус воскрешал умерших людей, а потом воскрес Сам, что означало Его победу над смертью.

Второе Пришествие – обещанное Христом в Евангелии возвращение Его на землю во славе, когда Он как Господь окончательно уничтожит зло, воскресит людей, произведет суд над всеми и установит Свое царство в этом мире. Именно этого пришествия христиане ожидают как своей окончательной победы и конца земной истории. К этому событию относятся многие ветхозаветные пророчества, там оно названо «День Господень» (Иоил 1:15, Ам 5:18-20 и др.).

Галилейское озеро (море) – большое пресноводное озеро в Галилее, из которого вытекает Иордан. В нем водится много рыбы, на нем бывают настоящие бури, поэтому часто это озеро называли морем. Другие названия: Тивериадское/Генисаретское озеро/море.

Галилея – северная часть Святой Земли. В течение многих веков эта область была под властью иноземцев, поэтому среди ее населения было немало язычников. Жители Иудеи нередко относились к галилеянам с высокомерием. В галилейском городке Назарет прошли детство и юность Иисуса, а также значительная часть Его служения.

Гнев Божий – Это выражение выглядит так, будто Бог испытывает те же чувства, что и человек. Но в символическом языке Библии речь идет о наказании за грехи людей, цель которого – восстановить справедливость и заставить грешников одуматься. Согласно Павлу, поскольку всякий человек грешит, то он неизбежно навлекает на себя гнев Божий, однако он может примириться с Богом во Христе.

Господь – Греч. κύριος «господин» могло употребляться как почтительное именование высокопоставленного человека. Именно этим словом в греч. переводе Ветхом Завете передается четырехбуквенное Имя Божие, открытое некогда Моисею (Исх 3:14-15). Такой перевод следует евр. традиции заменять это Имя при чтении текста вслух словом адона́й «мой Господин». Многие люди называли Иисуса «Господом», но бывает трудно сказать наверняка, где это означает просто почтение к Иисусу как к Учителю, а где – исповедание веры в божественность Иисуса.

Грех – нарушение человеком Божьей воли. Первым грехом было непослушание Адама и Евы, когда они преступили заповедь Творца в Эдемском саду. Согласно Павлу, начиная с этого момента, человечество попадает во власть смерти и наследует из поколения в поколение первородный грех (то есть склонность человеческой природы ко греху). грех навлекает на человека гнев Божий, а Моисеев закон, ясно называя тот или иной грех, указывает на границы, которые человек не должен переступать. Чтобы примириться с Богом, человек нуждается прощении грехов и обретении праведности.

Денарий (динарий) – римская серебряная монета, обычный дневной заработок наемного работника. На ней было изображение императора, который к тому же назывался «божественным», что должно было смущать благочестивых иудеев.

День Господень – см. Второе пришествие.

День очищения (искупления, умилостивления) – один из наиболее значительных еврейских праздников (евр. йом хaккипури́м, йом киппу́р), единственный день в году, когда первосвященник входил в Святое Святых (Лев 16). Отмечается осенью. Во время богослужения в Храме первосвященник приносил жертвы за свои грехи и грехи всего народа, после чего входил в Святое Святых и кропил кровью Ковчег Завета и жертвенник. Затем первосвященник брал жертвенного козла и возлагал руки на его голову, перенося этим символическим жестом грехи народа на животное. После этого «козла отпущения» изгоняли в пустыню, что знаменовало удаление грехов от народа.

Диакон – в переводе с греч. «служитель». В раннехристианской общине диаконы занимались преимущественно хозяйственными вопросами, в частности, распределяли пищу или деньги между нуждающимися. Женщины также могли быть диакониссами.

Дьявол – в переводе с греч. «лукавый, обманщик». Глава злых духов и противник Бога. Другие его имена в Новом Завете – сатана, Вельзевул, лукавый.

Евангелие – Греч. εὐαγγέλιον означает «Благая Весть». Так могло называться известие о победе над врагами, о рождении или начале правления нового царя. Надежда на приход Мессии и Спасителя появляется уже в Ветхом Завете. Она была возвещена людям с приходом на землю Иисуса Христа: Бог любит людей и ради них послал на землю Своего Сына; в Его крестной смерти и воскресении для всех людей открылся путь спасения от грехов и вечной смерти. Эта весть с самого начала стала основанием христианской веры. Позднее словом «Евангелие» стали называть книги, содержащие повествование об Иисусе Христе.

Евнух – Кастрированный мужчина. В древности у многих народов именно евнухи обслуживали и охраняли царские гаремы (у евреев, впрочем, такое было не принято). Нередко они добивались значительного влияния при царском дворе, занимали высокое положение при дворе, поэтому слово «евнух» нередко становилось синонимом слова «придворный чиновник».

Епископ – в переводе с греч. «блюститель, надзиратель». В раннехристианской общине примерно то же, что и пресвитер – руководитель местной общины.

Жертва – Принесение животного в жертву – первая упомянутая в Библии и установленная Самим Богом форма Его почитания (Быт 4:3-4). Жертвоприношение, позволявшее человеку приблизиться к Богу, было центральным элементом ветхозаветного культа. Проливая кровь животного, человек искупал собственный грех; сжигая тушу или ее часть, он передавал Богу долю своего достояния. При некоторых видах жертвоприношений священники и жертвователь сами съедали оставшуюся часть мяса, символически участвуя в совместной трапезе с Богом (о видах жертв см. книгу Левит). Жертва, приносимая раз в году в День очищения во искупление грехов всего народа, имела в ветхозаветном культе особое значение. Вместе с тем, ветхозаветные жертвы не могли очистить от грехов раз и навсегда и должны были постоянно повторяться. Жертва, принесенная Христом, дала людям возможность окончательного примирения и соединения с Богом (Евр 9-10).

Жертвенник – возвышение, на котором сжигали принесенных в жертву животных или их части. Жертвенник обычно строился из камней, но при скинии был переносной жертвенник из дерева, обшитый металлом. Существовали также особые небольшие жертвенники из металла, на которых воскурялись благовония.

Завет – торжественный договор, заключенный между Богом и людьми. При составлении договора каждая сторона, взяв на себя определенные обязательства, дает обещания. На горе Синай Бог через Моисея заключил договор со всем израильским народом: Бог обещал благословения и требовал от народа верности, т.е. исполнения Его воли, записанной в законе. Этот договор, как и сборник книг, в котором рассказывается о его заключении и исполнении, называют «Ветхим заветом». Новый Завет был предсказан пророками и заключен через смерть и воскресение Иисуса Христа. О нем рассказывает сборник книг, который христиане называют Новым Заветом. Теперь Божий народ – все те, кто уверовал во Христа и живет согласно Его учению, вне зависимости от происхождения.

Закваска – дрожжи, которые сквашивают тесто. В те времена кусочек сквашенного теста отделялся и затем добавлялся в следующий замес, он назывался закваской. Перед праздником Пасхи у иудеев было принято уничтожать всю старую закваску, поскольку на этот праздник они пекли хлеб без дрожжей. В переносном смысле закваска может обозначать некое учение, которое изменяет человека или общество людей.

Закон – Израильтяне вышли из Египта как беглые рабы. Народом они стали после того, как получили от Бога при посредничестве Моисея Закон. Он давал израильтянам подробные наставления, регулируя их религиозную и общественную жизнь, устанавливая высокие идеалы добра и справедливости. В Ветхом Завете это учение и история его дарования изложены в книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие, поэтому всё Пятикнижие (включая Бытие) иногда тоже называется «Закон». В законе людям открывается Божья воля, он ясно определяет каждый грех, делая его очевидным для людей и не оставляя им никаких оправданий. Павел подчеркивает, что закон сам по себе не избавит от наказания за грехи людей, которые так или иначе его нарушают. В Новом Завете Закон противопоставляется благодати как свободному дару Бога всем, кто готов его принять.

Знамение – чудо, которое совершается как знак, обычно в доказательство или подтверждение чего-то. Евангелия рассказывают о знамениях, которые подтверждали проповедь Иисуса Христа. Знамения могут совершать и силы, противящиеся Богу (Откр 16:14).

Избрание – Согласно Ветхому Завету, Господь избрал Израиль из всех народов земли, чтобы сделать его Своим народом, объектом Своей неотступной любви и попечения. В Новом Завете границы избранничества расширились: теперь Господь призывает к Себе людей вне зависимости от их происхождения. Если они отвечают на этот призыв и становятся верующими, то принимают на себя высокое звание Божьих избранников со всеми вытекающими отсюда обязанностями; отныне они могут относить к себе те обещания (обетования), которые Господь дал Своему народу.

Имя – Именам в Библии придается особое значение, так как имя, по ветхозаветному учению, определяет не просто положение или внешние качества, но саму природу того, кто носит это имя. Знание подлинного имени Бога, ангела или человека означает познание его сути и установление тесного и непосредственного контакта с ним.

Ирод – Это имя в Новом Завете носят несколько правителей из одной династии. 1. Ирод Великий; иудейский царь и основатель династии, правил всей Палестиной примерно с 40 г. до н. э. до 4 г. н. э. Прославился крайней жестокостью. 2. Ирод Антипа, сын Ирода Великого; правил Галилеей в 4-39 г. н. э. Он отдал приказ об аресте и казни Иоанна Крестителя, обличавшего его за незаконный брак, Иисуса во время суда над Ним привели к нему. 3. Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого и племянник Ирода Антипы; правил Палестиной в 41-44 гг. н. э. и преследовал христиан. 4. Ирод Агриппа II, сын Ирода Агриппы I, перед которым выступал апостол Павел; он правил разными частями Палестины до 70 г., после чего уехал в Рим.

Искупление – Греч. ἀπολύτρωσις в букв. смысле означает выкуп раба: за него уплачивалась определенная цена, после чего он становился свободным. В Ветхом Завете говорится об искуплении израильтян Господом из египетского рабства и об искупительных жертвах, приносимых людьми за свои грехи. В Новом Завете на первое место выдвигается идея искупления человечества из-под власти греха и смерти. Смерть и воскресение Иисуса Христа и стали таким искуплением. Поскольку естественное следствие греха – смерть, искупление могло совершиться только через пролитие крови: в Ветхом Завете это кровь пасхального агнца и других жертвенных животных (для христиан эти жертвоприношения служат прообразом жертвы Христа), а по Новому Завету грехи искуплены единожды и навсегда Кровью Христовой. Христианин, исповедуя свою греховность и принимая верой эту жертву, получает благодатный дар оправдания и спасения – возможность жить в Царстве Божьем.

Иссоп – зонтичное растение, используемое в религиозных обрядах иудеев. Его лист или ветвь священники макали в жидкость (например, в кровь жертвенного животного) и ею окропляли человека или предмет для его очищения и освящения.

Иудей – Изначально это слово означало людей, принадлежавших к племени Иуды – потомков одного из сыновей Иакова. Однако ко времени Нового Завета так часто стали называть всех евреев. В Евангелии от Иоанна словом «иудеи» часто называются вожди еврейского народа.

Ковчег Завета – главная святыня израильтян, священный ларец, сделанный из дерева и покрытый золотом. В нем лежали каменные скрижали с 10 заповедями, которые Бог дал Моисею на горе Синай, когда заключил Завет с еврейским народом. Ковчег находился в самой священной части Шатра, а затем Храма. Израильтяне воспринимали его как царский престол, на котором символически восседает Господь.

Крещение – один из важнейших обрядов: погружение в воду, которое означало очищение человека и его посвящение Богу. В Новом Завете говорится о двух видах крещения или омовения. Сначала Иоанн Креститель погружал в воду людей, решивших покаяться в грехах и исполнять Божью волю. После смерти и воскресения Иисуса Христа обряд приобрел более глубокий смысл: человек отказывается от прежней греховной жизни, словно бы умирает, но воскресает к новой жизни в единении со Христом. За таким крещением обязательно следовало принятие Святого Духа. В переносном смысле Новый Завет говорит о «крещении, которым крестился Иисус» как о причастности к страданиям Иисуса, или о «крещении Духом» как о нисхождении Святого Духа на человека.

Ладан – высушенная смола экзотического растения, при сжигании которой образуется благовонный дым. Воскурение ладана было одной из форм жертвоприношения.

Левиты – Одно из племен Израиля, ведущее свой род от Левия, сына Иакова, и избранное Богом для служения Ему. Потомки Аарона (тоже происходящего от Левия) становились священниками, которые совершали жертвоприношения, а прочие левиты помогали священникам и выполняли другие богослужебные обязанности.

Мессия – см. Христос.

Мир – греч. εἰρήνη, которым в Новом Завете часто переводится евр. шало́м, обычное приветствие среди евреев. Это слово означает не просто спокойствие и отсутствие вражды, но еще и благополучие, счастье, безопасность и изобилие.

Новый Завет – договор, заключенный Богом с людьми через Иисуса. Это название указывает на преемственность с Заветом, который Бог заключил при посредничестве Моисея с народом Израиля (христиане называют его Ветхим). Новый Завет заключен со всем человечеством и всякий, кто уверовал в Иисуса Христа, может войти в него. Также так называется сборник книг, в котором рассказывается об этом договоре, Иисусе и Его первых последователях.

Обрезание – отсечение крайней плоти (кожи на головке мужского полового члена). По заповеди, которую Бог дал Аврааму, каждый еврейский мальчик на восьмой день подвергался обрезанию. Во времена Иисуса имя давалось ребенку в этот же день. Обрезание было знаком принадлежности к еврейскому народу, евреи часто именовались «обрезанными», а все остальные народы, не знавшие Бога, т.е. язычники – «необрезанными». Павел подчеркивает, что в Новом Завете человека спасает вера в Иисуса Христа, а не принадлежность какому-то народу, поэтому обряд обрезания уже не имеет прежнего значения.

Омовение – см. Крещение.

Осанна – букв. «спаси, молю!» (евр.); в Новом Завете – радостное и торжественное приветствие во славу Бога.

Отец – Уже в Ветхом Завете пророки иногда называли Бога Отцом. В Евангелиях именно так Иисус говорит о Боге. Иногда, как и в Ветхом Завете, Он говорит о Его отцовстве применительно ко всем верующим (Мф 5:48, Мк 11:25-26 и др.), а иногда – о Своих особых отношениях с Отцом (Лк 22:29, Ин 5:17-18 и др.). Вера в Иисуса как Сына Божьего, а не просто еще одного пророка, мудреца и учителя, – одно из основных положений христианской веры. В то же время каждый верующий обращается к Богу как к Отцу (Мф 6:9) и ждет усыновления в Царствии Божьем, где отношения с Богом будут подобны для него отношениям с любящим Отцом.

Пасха – один из главных иудейских праздников, отмечается весной в память о том, как некогда евреи были освобождены из египетского рабства. В древности евреи со всего Израиля и из других стран приходили на Пасху в Иерусалим, чтобы поклониться Богу. Сразу за Пасхой начинается Праздник опресноков и продолжается семь дней. В течение недели евреям положено есть только хлеб без дрожжей. В Новом Завете Пасха и Праздник опресноков считаются единым праздником. Словом «пасха» также называют пасхальную трапезу – жертвенного ягненка. Именно в эти дни был распят и воскрес Иисус Христос, совершив искупление грехов всех людей, и так Пасха стала праздноваться христианами в память о Его воскресении, а сам Христос стал вечной пасхальной жертвой.

Первосвященник – см. священники.

Писание, Писания, Священное Писание – так в Новом Завете называется сборник священных книг, повествующих о народе Израиля и его отношениях с Богом (христиане называют его «Ветхий Завет»). Иногда Писание определяется как «Закон и пророки» (две основные группы входящих в него книг).

Племена Израиля – У прародителя израильского народа Иакова-Израиля было двенадцать сыновей, от которых произошли двенадцать племен (колен) Израиля, у каждого из них была собственная территория. К новозаветным временам деление народа на племена перестало быть таким актуальным, но выражение «двенадцать племен Израиля» сохранило символическое значение: это полнота избранного народа.

Помазание – В знак избрания на особое служение (царя, священника и, в некоторых случаях, пророка) голову человека мазали или обливали благовонным маслом. Слово Христос буквально переводится с греч. именно как «помазанный». В переносном смысле слово «помазание» может означать избрание и благословение свыше на служение Богу; всякий верующий, вступая в церковь, получает такое помазание от Бога.

Последние дни (времена) – Это выражение в Ветхом Завете обозначает конечный этап земной истории, когда могущество Божие будет явлено всему миру. Искупительная жертва Христа уже открыла этот период истории, который продолжается до настоящего времени и завершится Вторым пришествием (на языке Ветхого Завета – Днем Господним).

Пост – В библейские времена это слово означало полное воздержание от пищи, а обычно даже и от питья в течение некоторого времени (как правило, одного дня). Таким образом человек вверял себя Богу, показывал свою преданность Ему, просил Его о прощении и помощи. В некоторые дни пост был обязателен для всех иудеев, например, в ежегодный День очищения, когда все иудеи просили у Бога прощения за свои грехи. Некоторые иудеи, прежде всего фарисеи, брали на себя дополнительные посты. Поститься также могла и отдельная община верующих в дни, когда они желали усиленно помолиться вместе по какому-то особому поводу.

Потомок (сын) Давида – прямой потомок царя Давида. Так, в частности, называли Христа (Мессию), поскольку, как верили евреи, Он должен быть прямым потомком царя Давида.

Праведность – одно из неотъемлемых свойств Бога. Он праведен, то есть все Его действия основаны на истине и справедливости, и Он верен Своим обещаниям. Это свойство доступно и человеку, но после грехопадения было утрачено, поскольку праведность несовместима с грехом. Впрочем, уже в ветхозаветной истории человек мог достигать праведности, как показывает Павел на примере Авраама, благодаря деятельной вере в Бога – готовности отозваться на Его призыв и исполнить Его волю. Согласно Новому Завету, человек может быть по-настоящему праведен, только если Бог простит ему грехи. Искупительная жертва Христа открывает для верующих возможность оправдания, т.е. обретения праведности: принимая верой эту жертву, человек получает отпущение грехов, примиряется с Богом и обретает спасение как жизнь в вечности с Богом, своим Отцом. Эта праведность полностью проявится только в вечности, но уже здесь и сейчас должна определять поступки и слова каждого христианина.

Пресвитер – в переводе с греч. «старейшина». В раннехристианской общине примерно то же, что и епископ – руководитель местной общины. Пресвитеров рукополагали: апостолы (или их преемники) с молитвой возлагали на посвящаемых руки, передавая им благодать Святого Духа для служения.

Призвание – см. Избрание.

Проказа – В Библии так называется любая заразная кожная болезнь. Согласно требованиям Ветхого Завета, больные проказой были нечисты; их изгоняли из общества и могли принять обратно только в случае полного исцеления, которое должен был засвидетельствовать священник. Исцеление прокаженных возвращало им не только здоровье, но и возможность общения с другими людьми.

Пророк – человек, провозглашающий людям волю Божью. В Библии так называются не только авторы книг, которые сегодня относят к пророческим, но и такие люди, как Моисей, Самуил и Илия. Роль пророков заключалась прежде всего в том, чтобы наставлять и обличать избранный народ, Израиль, но многое из сказанного и сделанного ими имеет прямое отношение и к судьбам всего человечества. Согласно Новому Завету, у церкви были свои пророки, хотя точно мы ничего об их служении не знаем. Возможно, они не столько предсказывали будущее, сколько наставляли и обличали верующих и проповедовали Евангелие.

Пятидесятница – Один из основных религиозных праздников иудеев, который празднуется на пятидесятый день после праздника Пасхи, как раз после сбора урожая. В день этого праздника на учеников Христа сошел Святой Дух.

Равви, раввуни – букв. «мой великий» (евр.). Почтительное обращение к религиозному учителю у иудеев.

Саддукеи – одна из двух (вместе с фарисеями) основных религиозных групп у евреев во времена Нового Завета. Большинство членов Синедриона, первосвященники и близкие к ним люди были саддукеями. В отличие от другой группы, фарисеев, они признавали авторитет только Священного Писания и не верили в устные предания. В частности, они отрицали, что в Судный день все умершие воскреснут, чтобы предстать перед Богом.

Самаритяне – Народ, живший во времена Иисуса к северу от Иудеи, в области, называемой Самария. Самаритяне, как и иудеи, почитали Закон Моисея, но многое понимали иначе, в частности, поклонялись Богу не в Иерусалиме, а на горе Гаризим, на месте их главного святилища. Иудеи и самаритяне считали друг друга отступниками от истинной веры и потому старались даже не разговаривать друг с другом.

Сатана – противник Бога, глава злых духов (слово сата́н на евр. означает «противник»). Он и подчиненные ему духи обманывают людей, мешают им прийти к Богу и стремятся привести их к вечной гибели. Орудиями сатаны могут выступать и люди. Другие его имена в Библии – дьявол, лукавый, Вельзевул.

Сборщик налогов (мытарь) – чиновник из числа местного населения, собиравший налоги в казну Римской империи. Их презирали за то, что они сотрудничали с языческой римской властью (такое сотрудничество противоречило Закону). Кроме того, они регулярно присваивали часть собранных денег.

Святой народ – В Ветхом Завете слово кадо́ш «святой» означает «избранный, отделенный от всех прочих для служения Богу». Новый Завет называет святыми всех членов Церкви, единого и святого Тела Христова, которых Бог избрал из этого мира на служение Себе и которые теперь должны принадлежать исключительно Ему. Верующие святы не в силу своих личных качеств или заслуг, а исключительно по причине своего избранничества.

Священники – Священнослужители из числа потомков Аарона, которые приносили в Скинии и Храме жертвы и исполняли другие религиозные обязанности. Им помогали левиты, а во главе стоял первосвященник. Христос, принеся жертву за грехи всего человечества на кресте, Сам стал вечным Первосвященником, творящим служение Отцу ради всех людей.

Сера – желтое вещество, которое легко воспламеняется и горит ярким огнем с характерным запахом. На Содом и Гоморру некогда пролился дождь из горящей серы, поэтому она символизирует наказание за грехи и вечную гибель.

Синагога – собрание евреев для совместной молитвы, чтения Писания и изучения религиозных традиций; также дом для таких собраний. Во время собрания в синагоге любой мужчина мог прочитать отрывок из Писания, а затем обратиться к собравшимся с толкованием прочитанного отрывка или поучением. В отличие от Храма, в синагогах не приносились жертвы. В каждом городе, где жили иудеи, была по меньшей мере одна синагога.

Синедрион – верховный совет у иудеев. Он состоял из семидесяти человек: священников, законников и других важных лиц. В Синедрионе рассматривались не только религиозные, но и другие вопросы; этот совет представлял иудейский народ перед римлянами и играл роль верховного суда. Во времена Нового Завета важнейшие решения синедриона должны были утверждаться римской властью.

Сион – холм, на котором располагался Храм в Иерусалиме. Поэтому это название часто обозначает сам Иерусалим, а символически – и небесный Иерусалим, город, в котором праведники будут вечно жить с Богом.

Слава Божья (Господня) – Это выражение обозначает величие Бога, проявляющееся в Его действиях в этом мире. Как видно из Библии, в некоторых случаях слава Божья являлась израильтянам непосредственно, в виде яркого света или облака. Однако слава Божья проявляется и в жизни Его праведников, прежде всего, в жизни Иисуса Христа, совершенных им чудесах и особенно в Его крестной смерти и воскресении.

Слово Божие – евр. дава́р, которое обычно переводится как «слово», имеет несколько значений: «слово, вещь, дело». В греч. переводе Ветхого Завета это понятие обычно передается как λόγος, т.е. «слово, предмет, замысел, смысл, порядок». В Библии «Словом Господним» может называться всякое сообщение, наставление или указание, обращенное Богом к людям или к отдельному человеку. В Новом Завете нередко это выражение также обозначает и Христа (Ин 1:1; Откр 19:13), указывая, что именно в Нем Бог дарует людям полноту Своего Откровения.

Совершенство – греч. τελειότης означает не только «совершенство» как высшую степень положительных качеств, но и «завершенность, исполнение». Совершенная жертва Христа, раз и навсегда искупившая грехи людей, открывает верующим путь к духовному совершенству.

Спасение – В Библии это слово часто обозначает Божью помощь человеку или целому народу, избавление от врагов и опасностей. Но в высшем смысле спасение означает вечное избавление верующих от власти греха, возможность войти в общение с Богом и получить вечную жизнь. Согласно Новому Завету, эта возможность открыта крестной смертью и воскресением Иисуса Христа как Спасителя. Павел подчеркивает, что человек принимает спасение через веру во Христа.

Страх перед Богом – Это выражение и ему подобные означают не собственно страх перед чем-то ужасным, а прежде всего трепетное отношение человека к Богу, откуда следует полное послушание Его воле.

Суббота – священный день у евреев, который, согласно Моисееву Закону, следовало полностью посвящать Богу и в который поэтому запрещалось работать. По субботам евреи всегда собирались в синагоге для молитвы и чтения Священных Книг. Новый день недели у евреев начинался с захода солнца, поэтому запрещалось работать с захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу. К новозаветным временам фарисеи составили подробный список тех дел, которые запрещалось делать в субботу, и тщательно следили за исполнением этих правил.

Сын Божий – В Ветхом Завете «сынами Божьими» иногда именуются духовные существа, сотворенные Богом и подчиненные Ему (ангелы, см. Иов 1:6 и др.). Кроме того, так иногда называется народ Израиля (Втор 32:5, Иер 3:4,19; 31:9) и некоторые его цари (2 Цар 7:14; 1 Пар 22:10). Однако в Евангелиях так называется Иисус Христос; на основании Мф 16:16 можно сделать вывод, что именно так евреи могли называть ожидаемого ими Мессию. Вместе с тем такое наименование указывает на Его особое происхождение от Бога-Отца, на непосредственную и живую связь с Ним. Христианское богословие первых веков, опираясь на это именование, разработало догмат о единстве Бога в трех Лицах – Отца, Сына и Святого Духа. Верующие во Христа приобщаются к Его сыновству, становясь усыновленными детьми Божьими. Новый Завет также называет Христа Сыном Человеческим, подчеркивая Его единство с человечеством (Мф 8:20, Мк 2:10, Деян 7:56 и др.).

Сын Человеческий – По-еврейски это выражение первоначально означало просто «человек». Пророк Даниил так называет грядущего Царя, Которому Бог даст вечную власть над всеми народами (Дан 7:13-14), поэтому это наименование стало одним из обозначений Христа (Мессии). Так Иисус нередко именовал Сам Себя.

Тетрарх (четверовластник) – Первоначально это слово означало «правитель четвертой части страны»; позднее оно стало обозначать вообще местного правителя. В новозаветные времена Палестина была разделена римлянами на несколько областей, каждая из которых управлялась по-своему.

Удел – греч. κληρονομία, от κλῆρος «жребий, удел» и νόμος «закон», традиционный перевод «наследие». Бог избирает Свой народ (в Ветхом Завете это Израиль, в Новом Завете – Церковь), который в результате становится Его уделом. Благодаря избранию этот народ получает от Бога предназначенные ему дары, свой удел, который отчасти дается верующим уже здесь и сейчас, а полностью будет принят ими при наступлении Царства Божьего.

Фарисеи – одна из двух (вместе с саддукеями) основных религиозных групп у евреев во времена Нового Завета. В отличие от другой группы, саддукеев, они старались тщательно исполнять требования не только Священного Писания, но и многочисленных устных преданий. Среди прочего, они полагали, что в Судный день все умершие воскреснут, чтобы предстать перед Богом. Они тщательно следили за ритуальной чистотой, пользовались большим уважением в народе и сами очень гордились своей религиозностью и строгостью нравов. К людям, не так строго соблюдавшим религиозные правила, они часто относились с пренебрежением.

Хананеи – Так в Библии называются народы, жившие в Палестине (Ханаане) до прихода туда израильтян. Эти народы исповедовали безнравственные и жестокие языческие культы, и поэтому израильтяне истребили большинство из них, став по отношению к ним орудиями Божьего наказания. Тем не менее, часть хананеев осталась в Палестине, они постоянно служили для евреев источником соблазна. Иногда хананеями называли и родственные хананеям окрестные племена, например, финикийцев. Среди апостолов был Симон хананей (он же Симон зилот) – по-видимому, это прозвище было дано ему как горячему патриоту своей страны.

Храм – комплекс священных зданий, построенный в Иеруcалиме, столице Израиля, царем Соломоном вместо Шатра, перед которой евреи поклонялись Богу со времен Моисея. В 586 г. до н.э. Храм Соломона был разрушен вавилонянами, но восстановлен через несколько десятилетий. Затем этот новый храм был перестроен и существенно расширен Иродом Великим. Храм был центром всей жизни Израиля: только здесь можно было совершать жертвоприношения, сюда со всей страны и из-за границы приходили евреи отмечать важнейшие религиозные праздники (Пасху, Пятидесятницу, Праздник Кущей). Главное помещение храмового комплекса называлось Святое Святых, и туда мог заходить только первосвященник, один раз в год для совершения специального богослужения. Это помещение было отделено большой завесой от Святого, куда заходили только священники. Эти части Храма считались дворцом Бога, куда не могли входить простые люди, они поклонялись Богу во дворах храма. В галереях, окружавших дворы, собиралось много народа, занятого разными делами. Иисус, как и Его ученики, нередко посещал Храм, участвовал в храмовых богослужениях и беседовал там с народом. Как и предсказал Иисус Христос, в 70 г. н.э. храм был полностью разрушен римлянами и с тех пор не восстанавливался.

Христос (Помазанник, Мессия) – Греч. Χριστός означает «Помазанник»; так переводится в Ветхом Завете евр. Маши́ах (отсюда рус. Мессия). Так назывались люди, избранные для особого служения, – цари из рода Давида, а также священники и пророки; помазание елеем (оливковым маслом) служило знаком такого избранничества. Однако уже в ветхозаветные времена это слово связывалось с представлениями о грядущем великом Царе (см. Дан 9:25-26 и др.). К новозаветным временам эти представления сложились в стройную систему взглядов: иудеи ожидали прихода величайшего царя, пророка и священника – Мессии, который будет совершенно по-особому связан с Богом и установит на земле Царство Божие. Называя Иисуса Христом (как Петр в Мф 16:16), люди признавали, что именно в Нем исполняются эти надежды. Для христиан главное в служении Христа – искупление, которое совершилось в Его смерти и воскресении.

Царство Божие, Царство небесное – Это выражение обозначает не некую особую область или историческую эпоху, а мистическую реальность, которая реализуется в мире уже сейчас и будет полностью явлена в эсхатологическом будущем. Бог как Творец этого мира есть и его истинный Царь, однако в мире, искаженном грехопадением, эта абсолютная власть Бога не проявляется в должной мере. Пришествие Христа стало началом восстановления исконного порядка вещей, и в жизни истинно верующих Христос уже сейчас занимает главное, царское место. С завершением земной истории такой порядок установится во всем мире: Бог будет царствовать, а верующие получат предназначенные дары и займут обещанные им места.

Цезарь – это слово (изначально личное имя) использовалось как титул римского императора.

Церковь – Греч. ἐκκλησία изначально означало «народное собрание». Так называется община верующих, призванных Богом (однокоренное слово καλέω «звать, призывать»), живущих в одном месте и регулярно собирающихся для поклонения Ему, изучения Писания и общения. Это слово может обозначать как местную общину, так и единство всех верующих в Иисуса Христа во всем мире.

Часы – Древние евреи считали, что сутки начинаются с заката солнца. Но световой день они делили на 12 часов, отсчитывая их от восхода. Соответственно, если солнце вставало в 6 часов по нашему исчислению, то третий час приблизительно соответствует 9 часам утра, шестой – полудню, девятый – 3 часам дня. Ночь обычно делили на четыре стражи по 3 часа каждая.

Чистота – Согласно Моисееву Закону, израильтяне должны были тщательно различать чистое и нечистое. Нечистыми считались определенные животные, птицы и рыбы, предметы и виды пищи. Нечистым мог быть и человек, если он болел проказой, прикасался к трупу, а также женщина во время месячных или сразу после родов. Нечистые люди не могли принимать участие в религиозных обрядах и даже прикасаться к чистым. Когда причина нечистоты была устранена, человек должен был пройти через определенные обряды, чтобы снова стать чистым.

Шалашей праздник – иудейский праздник, во время которого евреи оставляли свои дома и в течение недели жили в сделанных из веток шалашах (традиционный перевод – кущах) в память о том, как их предки жили в пустыне после исхода из Египта. Отмечается осенью.

Шатер – в традиционных переводах Скиния. До строительства Храма израильтяне совершали служение Богу в особом священном шатре, который был сделан в пустыне по образцу, показанному Богом Моисею. Построенный позднее каменный Храм в основных чертах копировал его устройство.

Ягненок (Агнец) – Согласно Закону, данному Богом израильтянам через Моисея, каждое утро и каждый вечер в Храме священники приносили Богу в жертву молодого барашка (ягненка, агнца). Кровь жертвенного барашка примиряла Бога с людьми; в этом обряде совершалось прощение грехов израильтян. Называя Иисуса Ягненком Божьим, Новый Завет подчеркивает, что Он принесен в жертву за весь мир.