Послание Иуды

Они служат вам соблазном

Имя Иуда, как и Иаков, было широко распространено, поэтому трудно однозначно сказать, кто автор Послания Иуды (Иуд). Он называет себя «Иудой, братом Иакова» (1), и традиция видит в нем родного брата Иакова (предполагаемого автора Иак, см. введение к этой книге), близкого родственника Иисуса и руководителя иерусалимской общины. Иуд тесно связано по смыслу и стилю со 2 Петр, что еще больше осложняет вопрос авторства: один из авторов несомненно знал и использовал текст другого, но трудно сказать, кто был первым.

Время и место написания остаются неизвестными, особенно в связи с проблемой авторства. Если признать автора братом руководителя Иерусалимской общины, можно предположить Иерусалим и середину I в., но некоторые исследователи датируют Иуд достаточно поздним временем, иногда даже началом II в.

Основная идея Иуд – борьба со лжеучителями. Судя по тому, как их характеризует автор, речь идет о проповеди распущенности и вседозволенности, но что-то более конкретное сказать трудно.

Иуд написано изящным и образным языком. Оно в большей степени, чем прочие книги Нового завета, связано с апокрифическими текстами. В ст. 9 пересказывается апокриф «Вознесение Моисея», а в ст. 14-15 цитируется книга Еноха – автор, по сути, относится к ним с таким же почтением, как авторы других Посланий относятся к каноническим книгам. Их, кстати, Иуд напрямую не цитирует. Это Послание также вошло в канон среди последних, и нередко статус его вызывал споры.

Глава 1

Иуда, раб Иисуса Христа и брат Иакова, приветствует тех, кого возлюбил Бог Отец, кого призвал и кого хранит Иисус Христос. Пусть будут среди вас изобильны милость, мир и любовь! Возлюбленные! Я хотел было рассказать вам об общем для всех вас спасении. Но теперь приходится писать вам, чтобы напомнить: твердо стойте за ту самую веру, которая раз и навсегда была дана святой общине верующих. К вам проникли некие обманщики, которым давно уже вынесен приговор. Они нечестиво променяли благодать Бога нашего на распутство и отвергают Единого Владыку и Господа нашего Иисуса Христа.

Теперь напомню всё, что вам уже отлично известно: Иисус спас Свой народ из земли Египетской, а тех, кто не поверил Ему, затем погубил. Даже ангелов, которые изменили своему служению и бросили свою обитель, ждет в последний день великий суд, а до тех пор Бог содержит их в нерушимых оковах, во тьме. Примером также служат Содом и Гоморра с окрестными городами: они охотно предались разврату, к тому же противоестественному, и за это на них пролился огонь вечной кары. Погруженные в сновидения, они точно так же оскверняют свои тела, отвергают всякую власть и поносят тех, кто достоин славы.

Даже архангел Михаил, когда спорил дьяволом после смерти Моисея о его теле, не решался вынести обвинительного приговора, но сказал: «Пусть Господь запретит тебе!» 10 А эти люди торопятся обвинять других, не разобравшись. Разбираются они лишь в том, что по природе объединяет их с бессловесными животными, и это служит им для разврата. 11 Горе им! Они пошли по пути братоубийцы Каина; как прорицатель Валаам, ищут наживы, ждет их гибель, как мятежника Кораха.

12 Когда вы собираетесь на вечери любви, такие люди служат вам соблазном: хоть и пируют с вами как пастыри, но лишь беззастенчиво насыщают себя самих. Они – как безводные облака, носимые ветрами, как осенние бесплодные деревья, вырванные с корнем – так и их ждет вторая смерть! 13 Или как бурные морские волны, вспененные собственным бесстыдством, как блуждающие светила – им навеки уготована кромешная тьма! 14 Это их имел в виду пророк Енох в седьмом поколении от Адама, когда говорил: «Пришел Господь с воинствами Своих святых, 15 чтобы судить всех, обличить каждого за нечестивые поступки, какие кто совершил, и за злословие, которым поносили Его нечестивые грешники». 16 Они – недовольные всем мятежники, они следуют своим прихотям, говорят дерзко, а ради выгоды льстят.

17 А вы, возлюбленные, помните, что говорили прежде апостолы Господа нашего Иисуса Христа: 18 они предупреждали, что в последние времена появятся наглецы, которые будут следовать своим нечестивым прихотям. 19 Такие люди сеют раздоры, они движимы не Духом, а порочными наклонностями собственной души. 20 А вы, возлюбленные, ищите опоры в святейшей вашей вере, молитесь при содействии Святого Духа, 21 храните себя в любви Божьей и ожидайте, чтобы милость Господа нашего Иисуса Христа ввела вас однажды в жизнь вечную. 22 К тем, кто колеблется, проявляйте милость, 23 а других спасайте, как будто выхватывая из огня, относитесь к ним и с милостью, и с опаской. Даже одежда их может быть запятнана греховным поведением, сторонитесь ее как скверны.

24 Но есть Тот, Кто может уберечь вас от падений, чтобы вы радостно предстали перед Его славой, свободные от всякого порока – 25 Единый Бог, Он даровал нам спасение в Иисусе Христе, Господе нашем. Прежде всех веков были с Ним слава и величие, сила и могущество – с Ним они ныне, и во все века. Аминь!