Евангелие от Марка

Начало вести о Сыне Божьем

Хотя Евангелие от Марка стоит в каноне на втором месте, но оно, скорее всего, было написано первым и послужило одним из источников для Матфея и Луки. Вот как описывает происхождение этого текста Ириней Лионский (конец II в.): «Матфей издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия в то время, как Петр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь. После их отшествия Марк, ученик и истолкователь Петра, предал нам письменно то, что было проповедано Петром» («Против ересей» 3.1).

Об авторе мы знаем мало. Вероятно, он – тот самый робкий юноша, который бежал в момент ареста Иисуса (14:51-52) – во всяком случае, только так можно объяснить появление этого незначительного эпизода в тексте. Но если он действительно позднее стал спутником и секретарем Петра, то он мог опираться на его рассказы. Впрочем, однозначно доказать или опровергнуть его авторство мы сегодня не можем.

Марк – самый краткий и энергичный из евангелистов, он сообщает только главное, действие у него развивается стремительно, его язык далек от литературных изысков. Одна из его главных тем – постоянное непонимание апостолов.

Удивительно, но до нас, судя по всему, не дошла изначальная концовка этого Евангелия. Повествование резко обрывается на 16:8 (женщины слышат от ангела весть о Воскресении Христа). Далее следует краткий пересказ событий, описанных намного подробнее в других Евангелиях, стилистически он резко отличается от повествования Марка. Вполне вероятно, что изначальная концовка была утрачена и впоследствии некий редактор завершил это повествование. Можно сказать, что и этот текст обрел свой окончательный вид как результат общинного, а не личного творчества.

Глава 1

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божьего.

Так написано у пророка Исайи: «Вот, посылаю впереди Тебя вестника Моего, чтобы он проложил перед Тобой дорогу. Голос взывает в пустыне: Приготовьте Господу дорогу, Распрямите пути для Него!»

Иоанн тогда стал крестить в пустыне. Он проповедовал крещение как обряд покаяния: в нем прощались грехи. И к нему собирались со всей страны Иудейской, все жители Иерусалима: исповедуя свои грехи, они принимали от него крещение в реке Иордане. Сам Иоанн носил верблюжью шерсть, опоясывался кожаным поясом, а ел саранчу и дикий мед.

Он проповедовал так:

– За мной грядет Тот, Кто меня сильней! Нагнуться и развязать ремешок на его сандалиях – я и того недостоин! Я вас крестил, омывая водой, а Он омоет Святым Духом.

И как раз в те дни пришел Иисус из Назарета, что в Галилее, и принял от Иоанна крещение в Иордане. 10 И сразу, когда Он выходил из воды, увидел, как разделились небеса и сошел на Него Дух, словно голубь слетел. 11 И раздался с небес голос:

– Ты – Мой возлюбленный Сын, с Тобой Мое благоволение.

12 И сразу же Дух повел Его в пустыню. 13 Был Он в пустыне сорок дней: сатана Его искушал, был Он среди зверей, и ангелы служили Ему.

14 А после того, как схватили Иоанна, Иисус пришел в Галилею и проповедовал там Божье Евангелие. 15 Он говорил:

– Настало время, близко уже Божье Царство. Покайтесь и веруйте в Евангелие!

16 Проходя по берегу Галилейского моря, Он увидел Симона и его брата Андрея – они забрасывали в море сети, ведь они были рыбаками. 17 И сказал им Иисус:

– За Мной! Я сделаю так, что вашим уловом вместо рыб будут люди.

18 Они тут же бросили сети и пошли за Ним. 19 Пройдя чуть дальше, Он увидел Иакова, сына Зеведея, вместе с его братом Иоанном – они чинили сети прямо в лодке. 20 Он сразу их позвал. Они оставили в лодке своего отца Зеведея с его работниками и пошли за Иисусом.

21 Оттуда они отправились в Капернаум. И сразу же, в субботу, Он пришел в синагогу и там учил. 22 Люди поражались, что наставлял Он их не как учат книжники – а как Тот, кто вправе это делать. 23 Тут же у них в синагоге был человек, одержимый злым духом, и он закричал:

24 – Что тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел нам на погибель! Мы знаем Тебя – Ты свят у Бога!

25 Но Иисус ему повелел:

– Замолчи, покинь его!

26 Дух сотряс того человека и вышел из него с громким криком. 27 Все были поражены и спрашивали друг друга:

– Что же это такое? Новое учение, и ведь Он в своем праве. Он повелевает нечистым духам – и те Ему повинуются!

28 Слух о Нем разнесся сразу по всей галилейской округе.

29 А из синагоги они сразу пошли в дом Симона и Андрея, вместе с Иаковом и Иоанном. 30 У Симона теща лежала в горячке, Иисусу тут же сказали об этом. 31 Он подошел к ней, взял за руку – и поднял на ноги. Горячка у ней прошла, она смогла принять их как гостей. 32 А когда настал вечер и уже садилось солнце, стали к Нему приносить всех, кто был болен или одержим бесом – 33 весь город собрался у дверей. 34 Он исцелил множество людей, страдавших разными недугами, и множество бесов изгнал, только не позволял бесам говорить, что они Его узнали.

35 И поднявшись рано, до рассвета, Он пошел в уединенное место, чтобы там помолиться. 36 За ним отправился Симон вместе с остальными, 37 а когда они Его нашли, то сказали:

– Все Тебя ищут.

38 Он ответил им:

– Пойдем отсюда дальше, будем обходить окрестные селения, и Я стану там проповедовать, ведь для того Я и пришел.

39 Так Он ходил и проповедовал у них в синагогах по всей Галилее, изгоняя бесов.

40 Приходит к Нему прокаженный и молит, упав на колени:

– Стоит Тебе пожелать – и Ты очистишь меня!

41 Иисус пожалел того человека, протянул руку, коснулся его и сказал:

– Желаю, очистись!

42 И с него тут же сошла проказа, он очистился. 43 Иисус строго посмотрел на него и сразу отослал прочь, 44 сказав:

– Смотри, ничего никому не рассказывай. Ступай, покажись священнику и принеси жертву очищения, как повелел Моисей, чтобы все убедились.

45 Но тот, едва выйдя, стал всем рассказывать о происшедшем и всё раскрыл, так что Иисус уже не мог просто так войти в город. Он оставался снаружи, в уединенных местах, и к Нему отовсюду стекались люди.