Книга Судей израилевых

По всей видимости, описанные в книге события происходили во второй половине второго тысячелетия до н.э. – трудно дать более точную формулировку.

В предыдущей книге Библии – книге Иисуса Навина – рассказывалось о завоевании израильтянами Ханаана или Земли Обетованной. Иисус был единственным преемником Моисея, он вел за собой народ – но теперь он мертв, единого вождя больше нет. К тому же на территории Ханаана осталось много хананеев-язычников. Кроме того, по соседству живут тоже недружественные народы: моавитяне, мадианитяне, амалекитяне и самые закоренелые враги израильтян – филистимляне.

Говоря о современных аналогиях, можно представить себе что-то вроде вестерна: «наши» ковбои осваивают новое пространство, но на них еще нападают время от времени «не наши» индейцы. Но автор этой книги не так уж и много говорит о военных походах и стычках. Хананеи – не просто военная угроза или препятствие к освоению земли – главная опасность, подчеркивает автор, состояла в языческом влиянии на чистое единобожие израильтян.

Для него этот период – своего рода предыстория израильской монархии (не случайно он отмечает то и дело: «В те дни не было царя в Израиле»). Или, если угодно, темный провал между героическим завоеванием Ханаана и будущим славным царством Саула, Давида и Соломона, о которых расскажут книги Царей. Народ в разброде, из раза в раз повторяется одна и та же история: израильятяне уклоняются в язычество, Господь позволяет окрестным народам их угнетать. Тогда израильтяне вновь обращаются к Богу, он посылает харизматического вождя, под руководством которого они одерживают победу. Но после нее всё повторяется вновь.

Эти вожди в старых переводах обычно называются «судьями», как и вся эта книга – книгой Судей. Но такое название довольно неточно – их главной задачей было вовсе не судопроизвдоство. Строго говоря, никакого организованного суда в Израиле еще нет, как нет и государства – это родовое общество, где все главные вопросы решаются простым собранием граждан.

Песнь Деворы в пятой главе этой книги многие исследователи считают древнейшим записанным текстом Библии. Так это или нет, нам трудно судить, но книга Вождей в любом случае показывает нам очень древние страницы библейской истории.

Глава 1

После смерти Иисуса Навина стали сыны Израилевы вопрошать Господа: «Какое из наших племен должно пойти первым войной на ханаанеян?» Господь ответил: «Пусть сделает это племя Иуды. И знайте, эту страну Я отдаю в его руки». Тогда люди из племени Иуды сказали своим братьям из племени Симеона: «Пойдемте с нами отвоевывать у хананеев удел, по жребию доставшийся нашему племени, а потом мы пойдем с вами отвоевывать ваш удел». И племя Симеона присоединилось к ним.

Но когда же воины Иуды пошли в наступление, Господь отдал в их руки ханаанеев и периззеев, их войско в десять тысяч человек было разбито в Везеке. Там им попался правитель Везека, они вступили с ним в бой и нанесли поражение хананеям и перизеям. Правитель Везека бежал, они погнались за ним, схватили и отрубили ему большие пальцы на ногах и на руках. Тогда сказал правитель Везека: «Семьдесят царей, которым я отрубил большие пальцы на руках и на ногах, подбирали крохи под моим столом. По моим делам воздал мне Бог!» Его отвели в Иерусалим, и там он умер.

Сыны Иудины воевали и с Иерусалимом, овладели им, перебили защитников мечом, а город предали огню. Затем сыны Иудины отправились на войну с хананеями, которые населяли Нагорье, пустыню Негев и предгорья. 10 Воины Иуды выступили против хананеев, живших в Хевроне (прежде Хеврон назывался Кирьят-Арба), и поразили Шешая, Ахимана и Талмая. 11 Оттуда они пошли против жителей Девира (прежде Девир назывался Кирьят-Сефер), 12 причем Калев обещал: «Кто победит Кирьят-Сефер и захватит его, тому я отдам в жены дочь мою Ахсу». 13 Эту победу одержал Отниэль, сын Кеназа, младший брат Калева, и тот отдал ему в жены свою дочь Ахсу.

14 Однажды они вместе навещали Калева, а она как раз побуждала Отниэля выпросить у ее отца земельный надел. Она едва слезла с осла, как отец спросил ее: «Ну что тебе?» Она ответила: 15 «Дай мне благословение! Ты одарил меня землей пустыни Негев, так подари же и источники воды!» Тогда Калев подарил ей и верхние, и нижние источники воды.

16 Кенеи, происходившие от Моисеева тестя, отправились из Города Пальм вместе с сынами Иудиными в Иудейскую пустыню, то есть в Негев около Арада. Там и поселились они среди израильского народа.

17 А воины Иуды, вместе с воинами Симеона, своими братьями, отправились на бой с хананеями, жившими в Цефате, разбили их, предали заклятью Цефат и дали поселению новое имя Хорма. 18 Также они захватили Газу с ее округой, Ашкелон с округой и Экрон с округой. 19 Господь был с племенеи Иуды, и так они овладели всем Нагорьем. Но от жителей долин избавиться они не смогли, потому что у тех были колесницы, окованные железом.

20 Калеву отдали Хеврон, как и обещал ему Моисей, и он изгнал оттуда трех сынов Анаковых. 21 А от евусеев, живших в Иерусалиме, не избавились сыны Вениаминовы, и остались жить евусеи с сынами Вениаминовыми вплоть до сего дня.

22 Воины дома Иосифа также выступили против Бет-Эля, и Господь был с ними. 23 Они стали осматривать укрепления Бет-Эля (прежнее имя города было Луз), 24 и тут стражникам попался какой-то человек, выходивший из города. Они попросили его: «Ты покажи нам, как пробраться в город, и мы отплатим тебе добром!» 25 Он показал им, как пробраться в город, и тогда они поразили его жителей мечом, а человека того отпустили вместе с семьей. 26 Он отправился в землю хеттов и основал город, дав ему имя Луз, и это имя остается за ним по сей день.

27 Племя Манассии не сумело завладеть Бет-Шеаном с окрестными селениями, Таанахом с окрестными селениями, не одолело оно жителей Дора с окрестными селениями, жителей Ивлеама с окрестными селениями, жителей Мегиддо с окрестными селениями – хананеи прочно держались за эту землю. 28 Когда народ Израиля стал могущественным, то заставил хананеев работать на себя, но так и не избавился от них. 29 Так и племя Ефрема не избавилось от хананеев, живших в Гезере – так и остались они жить в Гезере среди ефремлян.

30 Племя Завулона не избавилось от обитателей Китрона и обитателей Нахалола, ханенеи остались среди них как подневольные работники. 31 Племя Асира не избавилось от обитателей Акко, обитателей Сидона, Ахлава, Ахзива, Нелбы, Апика и Рехова, 32 и люди Асира так и жили среди хананеев, которые населяли ту землю и от которых не смогли избавиться. 33 Племя Неффалима не избавилось от обитателей Бет-Шемеша и обитателей Бет-Аната – так и жили они среди хананеев, населявших ту землю, а население Бет-Шемеша и Бет-Аната заставили работать на себя.

34 Амореи тем временем зажали сынов Дана в нагорье, не позволяя им спуститься на равнину. 35 Так и держались амореи за гору Херес, за Аялон и Шаалвим, но когда сыны Иосифа стали могущественными, то заставили их работать на себя. 36 Пределы аморейские начинаются от Подъема Скорпионов, от Селы и далее.