Послание к Евреям
Глава 7
1 Итак, «когда Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, встретил Авраама, который возвращался после победы над царями, то благословил его»✻. 2 При этом Авраам «уделил ему десятину от всей добычи»✻. Имя Мелхиседек переводится как «Царь правды»✻, а «царь Салима» означает «царь мира». 3 Нет у него ни отца, ни матери, ни родословия, не указано ни начало его дней, ни завершение жизни✻ – и этим он подобен Сыну Божьему, и неизменно остается священником.
4 Посмотрите, сколь велик был Мелхиседек – ему «уделил десятину от всей добычи» прародитель наш Авраам! 5 Священниками служат потомки его сына Левия, им законом заповедано собирать десятину с народа, то есть со своих собратьев, – а ведь все они произошли от Авраама. 6 И вдруг тот, кто не принадлежал к их роду, взял десятину с Авраама и благословил его – а ведь тот получил обещание от Самого Бога. 7 Нет сомнений, что благословение получает низший от высшего. 8 И вот в одном случае десятину берут люди смертные, а в другом – Мелхиседек, и о нем есть свидетельство, что он еще жив✻. 9 Собственно говоря, через Авраама десятину дал и Левий – тот, кто теперь сам получает десятину. 10 Ведь он уже был в теле своего отца✻, когда того встретил Мелхиседек.
11 Если бы к совершенству приводило левитское священство (ведь народ принял закон именно от потомков Левия), какая была бы нужда появляться другому священнику по чину Мелхиседека? Тогда он мог бы называться священником по чину Аарона. 12 Но если появилось новое священство, то и закон неизбежно должен измениться. 13 Тот, Кто был назван таким Первосвященником, принадлежал к племени не Левия, а Иуды✻ – никто из него не служил перед жертвенником. 14 Изменение закона видно из того, что наш Господь произошел из племени Иуды, а Моисей ничего не говорил о священниках из этого племени.
15 Еще более очевидное доказательство – что появился другой Священник, подобный Мелхиседеку; 16 притом Его сделал священником не закон, который смотрит только на происхождение, а сила неодолимой жизни. 17 Такое и дано свидетельство: «ты священник вовек по чину Мелхиседека». 18 Прежняя заповедь была отменена как утратившая силу и пользу, 19 ведь закон ничего не довел до совершенства. А нам была дана лучшая надежда, которая позволяет приблизиться к Богу. 20 И тут не обошлось без клятвы. Прежде становились священниками без нее, 21 а Иисус – во исполнение клятвы, как Ему и было сказано: «поклялся Господь и не раздумает – ты священник вовек». 22 Насколько же больше завет, заключенный при посредничестве Иисуса! 23 Прежде священниками становились многие, потому что смерть не позволяла никому остаться священником навсегда, – 24 а Он пребывает вовеки, Его священство не прервется никогда. 25 И Он может неизменно спасать тех, кто приходит через Него к Богу, – Он вечно живой заступник за них.
26 Такой и нужен нам первосвященник: чистый, непричастный злу и грязи, Который отделился от грешников и поднялся превыше небес. 27 Нет у Него нужды, как у тех первосвященников, ежедневно приносить жертвы сначала за собственные грехи, а затем и за грехи народа – Он это сделал единожды, принеся в жертву Себя Самого. 28 Закон ставит первосвященниками людей с их слабостями, а клятвенное слово Божье, данное уже после закона, навеки поставило первосвященником совершенного Сына.