Послание к Колоссянам

Образ незримого Бога

Город Колоссы располагался во Фригии (совр. Турция) примерно в 150 км от Эфеса. Это был крупный торговый город с большой иудейской общиной, которая поддерживала связи с Палестиной (ср. Деян 2:10). Из Кол 2:1 следует, что Павел, скорее всего, лично не посещал церквей Ликийской равнины. В течение двух лет центром его миссии был приморский Эфес (ср. Деян 19:10), а в окрестные регионы он посылал своих сотрудников (ср. Деян 19:26), поэтому вполне вероятно, что христианская церковь в Колоссах была основана Эпафрасом (см. Кол 1:6-7) в середине 50-х гг.

Послание к Колоссянам (Кол) наряду с Эф, Флп и Флм традиционно считается «посланием из уз», однако существуют разные точки зрения на то, где именно оно написано. По церковному преданию, Павел отправил его из Рима в самом начале 60-х гг., где провел в заключении около двух лет (см. Деян 28:30); однако существует мнение, что оно было написано в Эфесе или Кесарии в середине или конце 50-х гг. Как и в случае с Флп, формально Кол написано от имени Павла и Тимофея (Кол 1:1), но фактически автором мог быть только Павел. Высказывались также сомнения в авторстве Павла, а некоторые считают, что только часть Послания принадлежит апостолу, а остальное написано кем-то из его учеников около 80 г. Есть также мнение, что Кол написано одним из ближайших последователей апостола, изложившим свое понимание идей Павла – например, Тимофеем или Эпафраcом.

Существуют сильные аргументы и в пользу аутентичности Кол: оно входило в ранние сборники и списки новозаветных текстов, на него ссылались раннехристианские авторы. Лжеучение, с которым боролся автор Послания, могло быть одним из ранних проявлений гностицизма, зародившегося еще во времена апостола. Самым сильным аргументом в пользу авторства Павла служит тесная связь Кол с Флм, достоверность которого практически не опровергается (подробнее см. ведение к Флм).

Эпафрас (глава Колосской общины?) посетил находившегося в заключении Павла (ср. Флм 23) и принес ему новости о ликийских церквах, в том числе сообщил, что в Колоссах появилось опасное лжеучение. Судя по всему, в этом учении умалялось значение личности Христа (ср. Кол 1:15-19). Апостол предостерегает колосских христиан «от умствований (философии) и пустого обольщения» (Кол 2:8). Мы не знаем точно, в чем заключались эти лжеучения, но по тексту можно судить, что они уделяли особое внимание соблюдению ветхозаветных праздников, а также пищевых запретов и обрезания (Кол 2:11,16,21).

Особое место занимает в Кол «христологический гимн» (1:15-20). В нем говорится о личности Христа до воплощения, описывается Его роль в сотворении мира, в примирении Бога и человека. Не исключено, что Павел использовал уже известный колоссянам поэтический текст, несколько дополнив его.

Христологическое учение апостол согласует с повседневным христианским поведением. Жизнь верующих сокрыта со Христом, и все их помышления должны сосредоточиться на небесном, а не на земном (3:1-3). Необходимо отвергнуть прежний образ жизни с ее пагубными страстями (3:5-9), а образцом и целью новой жизни служит Христос (3:10-11). Христианское поведение проявляется в милосердии, любви, мире и благодарности, познании Слова Божьего и других добродетелях (3:12-17). Павел дает наставления женам и мужьям (3:18-19), детям и родителям, рабам и господам (3:20-4:1), а также общие наставления для христиан (4:2-6).

Стилистика Кол близка к Эф и сильно отличается от других Павловых текстов. Язык Послания несколько тяжеловесен, в Кол используется немало слов, характерных не столько для Павла, сколько для гностических и философских текстов.

Глава 1

Павел, по воле Божьей апостол Христа Иисуса, и брат Тимофей пишут верным во Христе братьям, святой общине в городе Колоссы: благодать вам и мир от Бога, Отца нашего.

Мы всегда молимся за вас и благодарим Бога, Отца Господа нашего Иисуса Христа: ведь мы слышали, как вы верите во Христа Иисуса и любите весь святой Божий народ, как надеетесь на то, что ждет нас на небесах. Об этом вам поведало слово евангельской истины – оно достигло вас, как и во всем мире оно возрастает и приносит плоды. Так и у вас с того самого дня, как вы его услышали и познали истинную Божью благодать. Вас этому научил любимый нами Эпафрас, такой же, как и мы, раб Христа, верно служащий Ему ради вас. Он нам рассказал, какую любовь внушил вам Дух.

Потому и мы с того самого дня, как услышали это, не прекращаем о вас молиться. Мы просим Бога, чтобы Он дал вам сполна познать Свою волю, наделил всякой мудростью и духовным пониманием, 10 чтобы вы поступали достойно Господа, стремились во всем Ему угодить, приносили Ему как плоды всякие добрые дела и возрастали в познании Бога. 11 Пусть всецело укрепит вас могучая Его слава, чтобы вы были стойки и терпеливы. Радостно 12 благодарите Отца: Он удостоил вас доли в светлом наследии, предназначенном Его святому народу, 13 избавил вас от власти тьмы и ввел в царство Своего возлюбленного Сына, 14 Который даровал нам искупление – отпустил наши грехи.

15 Он – образ незримого Бога, рожденный прежде всего творения, 16 ибо всё было сотворено через Него и на небесах, и на земле, и видимое, и незримое, будь то престолы или господства, будь то начала или власти – всё сотворено через Него и ради Него. 17 Он – прежде всего сущего, и всё держится на Нем. 18 Он – глава церковного тела, Он – начало, Он первый воскрес из мертвых, чтобы во всём первенство было за Ним. 19 Бог пожелал явить в Нем Свою полноту 20 и через Него примирить с Собой всё творение: Он пролил Свою кровь на кресте и ей был скреплен этот мирный договор. И всё, что на земле – примирилось через Него, а также всё, что на небесах. 21 Когда-то и вы были чужаками, ваш рассудок был склонен к злым делам и враждебен Богу. 22 Но теперь, когда Христос телесно умер, Бог примирился с нами в Его смерти и принял нас как святых, непорочных и безупречных. 23 Лишь бы только вы оставались крепки и тверды и не оставляли бы той надежды, которую вам внушило Евангелие – весть о нем открылась всему, что сотворено под небесами, и я, Павел, стал его служителем.

24 И теперь, когда страдаю ради вас, я радуюсь: Христос принял мучения ради церкви как собственного тела, и теперь в моем теле восполняется мера этих страданий. 25 Я стал служителем церкви – такого назначения удостоил меня Бог ради вас, чтобы исполнить слово Божье. 26 Это таинство было сокрыто прежде сотворения мира от всех поколений, а теперь оно стало известно Его святому народу. 27 Бог пожелал показать им всё славное величие этого таинства на благо язычникам: Христос дает вам надежду на будущую славу! 28 Именно Его мы и возвещаем, и так вразумляем всякого человека, всякого человека обучаем всякой мудрости, чтобы всякий человек пришел ко Христу совершенным. 29 Ради этого и я старательно участвую в состязании – так во мне проявляется действие Его силы.