Послание к Галатам

Кто вас околдовал?

Вместе с посланиями Римлянам и Коринфянам Послание к Галатам (Гал) входит в число основных текстов Павла, с которыми сравниваются все остальные. Возможно, здесь Павел из-за особого отношения к адресатам отступил от обычной практики диктовки и написал Послание собственноручно (6:11). Однако о месте и времени написания и о конкретных адресатах сказать намного сложнее.

Согласно 4:13, к моменту написания Павел уже посетил своих адресатов не менее двух раз, но не вполне ясно, кого именно Павел называет галатами (3:1). С одной стороны, речь могла идти об индоевропейском народе (родственном кельтам или галлам), с конца III в. до н.э. населявшем Галатию – географическую область в центре Малой Азии, севернее Ликаонии. Главным городом Галатии была Анкира (совр. Анкара, столица Турции). Однако Галатией называлась также и гораздо более обширная область – римская провинция, куда входила не только собственно Галатия, но и Фригия, Писидия, Ликаония. В «Галатийской стране» Павел побывал во время своего второго путешествия в 50 г. (Деян 16:6). По-видимому, именно тогда Павел и основал галатийские церкви. В начале третьего путешествия (54 г.), он, пробыв некоторое время в Антиохии, снова посетил эти места (Деян 18:23). Споры о том, какая именно часть Галатии имеется в виду, не находят однозначного решения.

Намного яснее то, чем вызвано написание Послания. После отъезда Павла в Галатию приехали другие миссионеры с иной проповедью, расходящейся с учением Павла (1:7). Суть разногласий – в вопросе о необходимости соблюдать Моисеев закон христианам нееврейского происхождения. Поскольку закон не может помочь в борьбе с делами плоти, обрезание не имеет силы во Христе и не может принести язычникам оправдания (5:6). Вера во Христа должна выразиться не в делах закона, но в любви, проявляющейся в жизни верующего. Сам же закон – лишь временное средство, имевшее значение только до прихода Христа, страж и «детоводитель» ко Христу (3:23-25).

Кроме того, Павел был вынужден высказаться и в защиту своего достоинства, поскольку противники старались его дискредитировать лично. Послание по жанру – апология (защитная речь на суде), в которой также присутствуют элементы автобиографии и пастырского наставления. Павел пишет в страстной манере, сводит к минимуму приветствия и благословения, часто допускает резкость по отношению к оппонентам (1:9). При этом Павел чередует жесткие (3:1) и мягкие (1:11; 3:15; 4:15-16, 19-20) выражения, нарочитое изумление (1:6), иронию и сарказм (2:6), а также угрозы (1:8-9; 5:10, 15) и обвинения (5:4; 6:12-13), увещания и вразумляющие советы (6:1-10).

Именно в этом Послании (4:21-31) яснее, чем во всех прочих книгах Нового Завета, приводится аллегорический метод толкования Ветхого Завета: наложница Авраама Агарь как земной Иерусалим и гора Синай, на которой был дан закон, а его жена Сарра – как небесный Иерусалим и матерь всем детям обетования.

Глава 1

Я, Павел, стал апостолом не по выбору людей и не по их воле, но по воле Иисуса Христа и Бога Отца, Который Его воскресил из мертвых. Вместе со всеми братьями говорю церквам Галатии: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа, Который отдал жизнь во искупление наших грехов, чтобы избавить нас от нынешнего порочного мира. Такова воля Бога и Отца нашего – Ему слава во веки веков, аминь.

Христос призвал вас Своей благодатью, но вы, к моему удивлению, так скоро покидаете Его ради иного «евангелия». А впрочем, иного нет – есть только люди, которые смущают вас, стремясь извратить Христово Евангелие. Но если бы мы сами или даже ангел с неба стал возвещать вам иное «евангелие», чем возвестили мы прежде – ответом пусть будет анафема. Мы это уже говорили, и снова повторю: если кто будет возвещать вам не то Евангелие, которое вы приняли, тому – анафема! 10 У кого я ищу одобрения – у людей или у Бога? Может, стремлюсь понравиться людям? Если бы я стремился понравиться людям, то не был бы рабом Христовым.

11 Хочу, чтобы вы знали, братья: Евангелие, которое я возвестил – не человеческое изобретение. 12 Не человек мне его передал, не человек ему научил – его мне открыл Иисус Христос. 13 Вы же слышали, как я следовал иудейской религии, когда изо всех сил гнал и губил церковь Божью. 14 Что до иудейской религии – в ней я усердствовал больше многих сверстников и соплеменников, следовал отеческим своим преданиям с чрезмерной ревностью.

15 Но Бог избрал меня от чрева матери и призвал Своей благодатью. По Своей благой воле 16 Он открыл мне Своего Сына, чтобы я возвещал Его Евангелие среди народов, и я не стал тогда советоваться со смертными людьми. 17 Я не пошел в Иерусалим к тем, кто стал апостолами прежде меня, но отправился в Аравию и затем возвратился в Дамаск.

18 Потом, спустя три года, я пошел в Иерусалим познакомиться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. 19 Никого другого из апостолов я не видел, разве только Иакова, брата Господня. 20 И в том, что я вам пишу, Бог свидетель, нет обмана. 21 Затем я отправился в провинции Сирию и Киликию, 22 а в Христовых церквях Иудеи лично меня не знали. 23 Они только слышали: тот, кто прежде их гнал и губил евангельскую веру, теперь ее проповедует – 24 и за меня прославляли Бога.