Второе послание Петра
Он не желает ничьей гибели
О происхождении 2-го Послания Петра (2 Пет) можно сказать примерно всё то же, что было сказано о проблемах с 1 Пет, но при этом придется добавить: оно всегда вызывало больше всего споров и сомнений, а в первые века даже не входило в списки канонических книг Нового Завета.
Основная тема Послания – борьба со лжеучителями. Оно во многом сходно с Иуд, и многие считали, что 2 Пет – своего рода пересказ этого другого послания с упором на некоторые особые идеи, прежде всего на отсроченное Второе пришествие Христа (3:3-9). Сам факт, что автор так подробно и эмоционально об этом рассуждает, считают доказательством поздней датировки: в середине I в., с точки зрения этих исследователей, еще не имело смысла говорить об «отсроченном» Пришествии. В 3:4 автор, по-видимому, утверждает, что первое поколение христиан уже умерло. Однако и эта гипотеза опирается исключительно на наши предположения.
Если считать автором Петра, Послание, видимо, было написано в Риме в начале 60-х гг. вскоре после 1 Петр. Исследователи, которые считают текст псевдоэпиграфом (т.е. полагают, что имя Петра было добавлено для придания тексту авторитета), предлагают разные датировки и локализации. Наиболее разумным в этом случае выглядит предположение, что послание было написано в первой половине II в. в Риме или Малой Азии.
Одна из самых необычных для всей Библии черт Послания (которую тоже часто приводят как доказательство поздней датировки) – указание на неверное прочтение посланий Павла (3:15-16). С одной стороны, это подразумевает, что по меньшей мере некоторые из Павловых посланий в это время уже широко известны и по-разному интерпретируются. С другой – они могли широко разойтись по разным общинам всего за десяток лет.
Поскольку автор настаивает на том, что он и есть апостол Петр и лично присутствовал при событии Преображения (1:16-18), вопрос об авторстве 2 Пет часто становится ключевым в дебатах о достоверности Нового Завета в целом.
Стиль 2 Пет настолько же изыскан, как и стиль 1 Пет (что тоже может объясняться помощью некоего образованного помощника, который составил окончательный текст Послания, как Силуан в 1 Пет 5:12), но есть и отличия. Так, это Послание обращает большое внимание на небиблейские источники, особенно в том, что касается судьбы падших ангелов (2:4). Впрочем, вполне вероятно, что именно об этом говорится и в 1 Пет 3:19. Иными словами, находить ли в этих двух книгах различия или сходства – зависит от общих установок исследователя.
Глава 1
1 Симеон Петр, раб и апостол Иисуса Христа, – тем, кто принял ту же драгоценную веру, что и мы. Праведен Бог наш, как и Спаситель Иисус Христос! 2 Пусть умножатся у вас благодать и мир, всё полнее познавайте Бога и Иисуса, Господа нашего!
3 Он даровал нам Божественной силой всё, что требуется для благочестивой жизни, открыл нам Того, Кто нас призвал Своей славой и добродетелью. 4 Так мы получили от Него величайшие и драгоценные обещания, так что теперь вы можете быть причастны Божественной природе и избежать гибели – ведь именно к ней влекут этот мир его желания. 5 А теперь уж вы сами проявите усердие: к вере вашей добавьте добродетель, к добродетели познание, 6 к познанию воздержанность, к воздержанности стойкость, к стойкости благочестие, 7 к благочестию дружелюбие, а к дружелюбию – любовь. 8 Если эти качества проявляются в вас и растут, они не оставят вас без действия и без плода на пути познания Господа нашего Иисуса Христа. 9 А кому их недостает, тот близорук и просто слеп: он забыл, что прежние его грехи уже прощены. 10 Тем более постарайтесь, братья, делами подтвердить, что вы призваны и избраны, – и если будете так поступать, никогда не споткнетесь, 11 и вам будет широко открыт вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
12 Потому я постоянно буду вам об этом напоминать, хотя вы и так это знаете и твердо держитесь истины, которую приняли. 13 Я считаю правильным вам это напоминать и так ободрять вас, пока обитаю в шатре смертного тела. 14 Я ведь знаю, что очень скоро мне предстоит переселиться из этого шатра, как открыл мне и Господь наш Иисус Христос. 15 Так что постараюсь, чтобы и после моего ухода вы почаще об этом вспоминали.
16 Когда мы повествовали вам, какая сила явилась в пришествии Господа нашего Иисуса Христа, это не был пересказ чьих-то изощренных россказней – нет, мы сами стали свидетелями Его величия. 17 От Бога Отца Он принял честь и славу, ведь это о Нем произнес голос великолепный и славный: «Он – Сын Мой возлюбленный, к Нему Я благоволю»✻. 18 Этот голос прозвучал с небес, его слышали и мы, кто был вместе с Ним на святой горе.
19 Есть у нас самое надежное пророческое слово, и вы прекрасно делаете, что прислушиваетесь к нему. Оно как светильник, который светит в мрачной тьме, пока не разгорится день и не взойдет в ваших сердцах утренняя звезда. 20 Прежде всего знайте, что никакое пророчество нельзя истолковать самому пророку✻: 21 ведь пророчество приходило не по воле человека – оно от Бога, его произносили люди по действию Духа Святого.